Активист «Яблока» Сергей Дустин 9 мая возложил цветы к мемориалу на интернациональном захоронении времен Второй мировой войны в Калининградской области. Сейчас Следственный комитет проверяет его на предмет реабилитации нацизма. Как сам активист оценивает свои действия и что думают об этом историки и однопартийцы — в обзоре «7x7».
«Не идти — значит признать правоту ура-патриотов»
Член «Яблока» из Балтийска (расположен на западе Калининградской области) Сергей Дустин известен в регионе как оппозиционный активист, борец с застройкой приморских территорий и защитник местного архитектурного наследия. Начиная с 2015 года он каждый День Победы устраивает памятную акцию: несет цветы сначала на братскую могилу советских воинов, а после с такой же миссией отправляется к сборному иностранному захоронению времен Второй мировой войны.
На втором мемориале, открытом после реконструкции в 2000 году, захоронено более 13,5 тыс. человек, в числе которых солдаты вермахта, узники шталага «Форштайл» и пассажиры потопленного советской подлодкой лайнера «Вильгельм Густлоф». В этом году после публикации видео в Facebook действиями Дустина заинтересовался Следственный комитет РФ.
— Война принесла колоссальные человеческие потери для всех народов Европы. В Пилау (ныне Балтийск) было сконцентрировано много беженцев. Невероятное количество мирного населения здесь погибло в ходе ведения боевых действий. На территории нашего городского округа в разное время были обнаружены захоронения этих людей. И это кладбище потому сборным и называется, что их перезахоранивали туда. Я подумал, что было бы справедливо помянуть и этих людей именно как жертв Второй мировой войны. Я никак не мог полагать, к чему вся это история приведет, — пояснил «7х7» Дустин.
Возложение цветов к интернациональному мемориалу впервые вызвало широкий резонанс в 2018 году, когда Дустин разместил в Facebook пост с фотографиями акции. Некоторые СМИ тогда раскритиковали активиста за этот поступок.
— Я знал, что в этом году может повториться вся эта вакханалия, поэтому долго думал, идти вообще на возложение или нет. Но не идти — значит признать правоту этих ура-патриотов, — пояснил Дустин.
Визит к следователю
По словам активиста, сразу после того как 11 мая видео с возложением цветов в 2020 году было им опубликовано в соцсетях, его «начали травить». Это были те же представители СМИ, которые некоторое время назад развернули информационную кампанию из-за его попыток защитить от сноса ангары немецкого аэродрома «Нойтиф», уверяет Дустин. В марте 2020 года он в числе других жителей региона сфотографировался на фоне бывшего аэродрома на Балтийской косе с плакатом «Губернатор, спаси ангары».
Некоторые издания называли акцию «несанкционированным пикетом в поддержку псевдоисторического наследия» или «истерикой защитников ангаров люфтваффе». Тогда же к активисту пришли с проверкой полицейские:
— Потом меня еще несколько раз вызывали в полицию, а также в прокуратуру. Вменяли мне нарушение, но о результатах проверки так никто официально мне и не сообщил, поэтому я остаюсь в неведении, закончилась ли она или все еще ведется.
В случае с недавним возложением цветов к мемориалу проверку по факту публикации в СМИ инициировал сам председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Из официального релиза следует, что он поручил «дать правовую оценку факту возможного искажения исторических событий Великой Отечественной войны и осквернения памяти о подвиге советских солдат».
Активист рассказал «7х7», что следователя во время опроса волновало не столько содержание видеоролика с возложением цветов, сколько два ключевых вопроса: не отрицает ли Дустин факты, установленные приговором военного трибунала в Нюрнберге, и как оценивает роль Советского Союза в Великой Отечественной войне.
В защиту Дустина высказались коллеги по партии «Яблоко» — в открытом письме однопартийцев преследование активиста называется «спекулированием на теме» трагедии войны. Письмо подписано председателем калининградского регионального отделения партии Игорем Плешковым, который и в прошлом году поддержал активиста после скандала с возложением цветов к интернациональному мемориалу.
«Мы не приемлем разжигания межнациональной розни, опасной милитаристской риторики, квазипатриотического популизма и провокационных действий, разрушающих добрые, созидательные отношения между народами других стран и внутри России», — заявил Плешков. Правда, тогда с такой позицией не согласились активисты «Яблока» из Балтийска и в полном составе покинули ее ряды.
«Многие понятия не имели вообще, кто захоронен на этом кладбище»
Как пишет Deutsche Welle, в Народном союзе Германии по уходу за воинскими захоронениями (VDK), на средства которого и был благоустроен мемориал в Балтийске, отметили, что об акции Дустина ничего не знали, однако это далеко не единственный случай, когда россияне проявляют подобную солидарность:
«Когда мы спрашиваем почему — ведь эти люди пришли на их землю как оккупанты, — они часто рассказывают, что их отцы, дяди, деды погибли в Германии и что они надеются, что кто-то кладет цветы на их могилы. Мы, Народный союз, 8 и 9 мая возложили цветы и венки на могилы советских солдат», — цитирует издание комментарии VDK.
Немецкий историк, сотрудник Германского исторического института в Москве Маттиас Уль заявил изданию, что акцию калининградца кто-то может воспринимать как провокацию:
— Дату возложения цветов у сборного иностранного военного захоронения Второй мировой войны можно считать как минимум неудачной.
Сопредседатель Ассоциации военных политологов России Сергей Мельков заступился за Дустина:
— С моей точки зрения, в поступке этого человека нет ничего оскорбительного, а если чем-то Следственный комитет оскорбился, то это его проблемы, – сообщил Мельков калининградскому телеканалу «Каскад».
В пресс-службе регионального управления Следственного комитета «7х7» сообщили, что проверка в отношении Дустина еще продолжается. Сам активист считает, что в ситуации с его возможным уголовным преследованием все же есть один положительный момент:
— У нас в Балтийске очень широкое обсуждение вся эта история получила. Как выяснилось, многие люди понятия не имели вообще, кто захоронен на этом кладбище, какие события когда-то здесь были, — они впервые об этом задумались. Уже, получается, не зря все это произошло.