Ровно год назад — 14 мая 2019 года — в Пензе начался суд над семью фигурантами дела о террористическом сообществе «Сеть»*. Спустя девять месяцев Приволжский окружной военный суд приговорил их к реальным срокам лишения свободы — от 6 до 18 лет. Корреспонденты «7х7» Екатерина и Евгений Малышевы пристально следили за процессом и были почти на каждом судебном заседании. В чем суть дела «Сети»*, как судили фигурантов и почему оно стало эпохальным для общества — в хронике «7х7».

В чем суть дела «Сети»*, как судили фигурантов и почему оно стало эпохальным для общества – в хронике «7х7».

Дело «Сети»*: основная информация

Уголовное дело о террористическом сообществе «Сеть»* («пензенское дело») Федеральная служба безопасности возбудила осенью 2017 года.

Семерых антифашистов левых и анархистских убеждений — Илью Шакурского, Дмитрия Пчелинцева, Армана Сагынбаева, Василия Куксова, Андрея Чернова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина — обвинили в участии в террористическом сообществе (часть 2 статьи 205.4 Уголовного кодекса РФ). По версии ФСБ, Шакурский и Пчелинцев были лидерами – их обвинили также в создании террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 Уголовного кодекса РФ).

По версии следствия, целью «Сети»* были нападения на силовиков, их здания, склады с оружием и офисы «Единой России», чтобы дестабилизировать работу органов госвласти в России, влиять на их решения и насильственно изменить конституционный строй страны.

Для этого участники сообщества якобы покупали оружие – Шакурскому, Пчелинцеву и Куксову вменили незаконное изготовление и приобретение оружия (статья 222, 222.1 Уголовного кодекса) – и приобретали навыки ведения боевых действий. Участники сообщества распределяли между собой роли («тактик», «разведчик», «сапер», «медик», «связист») и вербовали новых членов. Главные уставные документы сообщества, по мнению следствия, – «Съезд» и «Свод (Положение) „Сети“*». 

Подсудимые не признали свою вину и заявили, что дали признательные показания под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов ни за время следствия, ни за время судебного процесса не возбуждено.

Почему дело получило общественный резонанс

Дело «Сети»* – это история, которая продемонстрировала методы добычи доказательств по делам с политической составляющей и всколыхнула общество. Сразу после приговора фигурантам – 10 февраля 2020 года – в России началась общественная кампания поддержки: за них вступались представители профессиональных сообществ от учителей и врачей до дизайнеров и музыкантов. В знак протеста против несправедливого приговора закрывались книжные магазины. В одиночный пикет к зданию ФСБ на Лубянке вышло порядка 500 человек. Общество объединилось, чтобы добиться правды: люди требовали пересмотреть приговор и проверить показания осужденных о том, что их пытали.

Пикет в Пензе в день оглашения приговора по делу «Сети»*

Мотивировочную (подробную) часть своего решения судьи писали на фоне этой общественной кампании поддержки. Признательные показания, которые, по словам фигурантов дела «Сети»*, были получены под пытками, так и не легли в основу приговора суда. Суд использовал другие показания и доказательства, которые посчитал достаточными.

После выхода публикации «Медузы» 21 февраля о возможной причастности фигурантов к убийству их знакомых Екатерины Левченко и Артёма Дорофеева кампания общественной поддержки резко сошла на нет.

Сейчас обе истории – дело «Сети»* и дело о двойном убийстве Левченко и Дорофеева – продолжают развиваться параллельно. Ответа на вопрос, были ли пытки в деле «Сети»*, по-прежнему нет. Ни ФСБ, ни Следственный комитет, ни суд до сих пор так и не смогли опровергнуть версию фигурантов о пытках. Существует как минимум три косвенных доказательства, которые не позволяют исключать пытки в деле «Сети»*: недостаточно тщательная проверка по заявлениям о пытках, отсутствие комплексной медэкспертизы фигурантов дела и подозрения, что люди, занимавшиеся делом, имели возможность беспрепятственного и не зафиксированного в документах доступа к подозреваемым.

Как общество узнало о деле «Сети»*. Первые заявления о пытках

24 января 2018 года — вышла первая публикация о деле «Сети»*. Сайт «ОВД-Инфо» сообщил о задержании 23 января фигуранта дела «Сети»* из Петербурга Виктора Филинкова. Адвокат Виталий Черкасов опасался «жести» со стороны правоохранительных органов и призывал распространить информацию о пропаже Филинкова как можно шире. Супруга Виктора рассказала, что они несколько месяцев замечали за собой слежку.

Тогда же стало известно о задержании в Петербурге еще троих фигурантов – Юлиана Бояршинова, Игоря Шишкина и Ильи Капустина.

26 января 2018 года – на «ОВД-Инфо» вышла первая публикация о пытках в деле «Сети»*. Виктор Филинков заявил членам Общественной наблюдательной комиссии Яне Теплицкой и Екатерине Косаревской, что сотрудники ФСБ пытали его электротоком.

29 января 2018 года – журналист Алексей Полихович опубликовал первый текст о связи питерского и пензенского дел «Сети»*, где рассказывается о пытках. Так – через несколько месяцев после первых арестов – общество узнало о задержанных антифашистах в Пензе:

  • 17 октября 2017 года – в Пензе задержали первого фигуранта дела «Сети»* Егора Зорина. Он написал явку с повинной и дал показания на других фигурантов;
  • 18 октября – возбуждено уголовное дело об организации террористического сообщества «Сеть»*. В этот день задержали Илью Шакурского и Василия Куксова;
  • 27 октября – задержание Дмитрия Пчелинцева;
  • 5 ноября – задержание Армана Сагынбаева;
  • 9 ноября – задержание Андрея Чернова.

Дмитрий Пчелинцев

1 февраля 2018 года – о пытках вслед за петербуржцами впервые заявил фигурант из Пензы Дмитрий Пчелинцев. После этого, со слов Пчелинцева, его снова пытали – на несколько месяцев отказался от своих показаний о пытках. После Пчелинцева о пытках заявил другой фигурант из Пензы — Илья Шакурский.

Что было на следствии и как в деле «Сети»* появились наркотики

16 марта 2018 года – вышла статья «Медиазоны», где впервые упоминается, что к делу «Сети»* добавили новых фигурантов из Пензы — Михаила Кулькова и Максима Иванкина. Они скрывались в Москве по делу о распространении наркотиков – их задерживали еще в марте 2017 года.

17 апреля 2018 года – в Сахаровском центре в Москве прошла первая пресс-конференция, в которой участвовали правозащитники и родители арестованных по делу «Сети»*. Они заявили о пытках детей и создании «Родительской сети» – объединения родных фигурантов дела, стремившихся доказать их невиновность и боровшихся против применения пыток.

4 июля 2018 года – Кулькова и Иванкина задерживают в Москве, арестовывают и отправляют к другим фигурантам в пензенское СИЗО №1.

Сентябрь 2018 года  в сбыте наркотиков обвинили третьего фигуранта из Пензы Андрея Чернова. Это случилось почти через год после его ареста по делу «Сети»*. Осенью 2019 года Чернов рассказывал в суде, как ему поставили ультиматум: или признательные показания по террористической статье, или «будет наркота».

Арман Сагынбаев

Сентябрь 2018 года – фигурантам дела «Сети»* в Пензе предъявляют обвинение. После этого третий из пензенских фигурантов – Арман Сагынбаев – заявил о пытках током. Позже адвокат Сагынбаева пояснила в суде, что они не заявляли о насилии до конца следствия, чтобы избежать новых пыток.

15 января 2019 года – Дмитрий Пчелинцев впервые открыто рассказал, как его пытали сотрудники ФСБ. Это произошло во время заседания, на котором фигурантам продлевали арест.

14 марта 2019 года – вступило в силу решение Московского окружного военного суда от 17 января 2019 года о внесении «Сети»* в список террористических организаций, запрещенных в России.

За время следствия по делу «Сети»* в Пензе – с октября 2017 до января 2019 года – журналистов и родственников фигурантов под разными предлогами не пускали на заседания по продлению мер пресечения и обжалованию заявлений о пытках. Иногда запреты были не только незаконными, но и нелепыми: одна из судей запретила съемку корреспонденту «7х7», потому что плохо выглядела.

За время следствия в Пензе фигуранты и их защитники подавали несколько заявлений о пытках. По результатам проверок и судов ни одно дело не возбудили. Обжалования отказов тоже не дали результатов.

Судебный процесс в Пензе: 8 месяцев заседаний и 86 лет тюрьмы

14 мая 2019 года – в Пензенском областном суде начались судебные слушания по делу «Сети»*. С этого дня и на протяжении восьми месяцев процесс проходил открыто и гласно – на нем присутствовали журналисты и слушатели.

В первый день суда гособвинитель зачитал обвинительное заключение. Никто из подсудимых вину не признал, адвокаты раскритиковали обвинение. Они попросили суд вернуть дело в прокуратуру для пересмотра, но суд отказал.

Именно тогда журналисты «7х7» решили снять фильм о фигурантах и о том, как они жили до дела «Сети»*. Поводом стал диалог репортера телеканала НТВ и отца одного из фигурантов Василия Куксова. Алексей Куксов – обычный пенсионер и дачник из Сердобска (райцентр в 100 км от Пензы).

На вопрос репортера НТВ о посадке сына он ответил так: «Могу говорить только про посадку лука – как сажать его. Про посадку сына — не могу».

22 мая 2019 года – суд в Пензе отказался объединить пензенское и петербургское дела террористического сообщества «Сеть»*. Свое решение судьи обосновали тем, что преступления происходили в разных регионах, а объединение негативно отразится на сроках рассмотрения дела и может повлиять на объективность. Между тем суды как в Пензе, так и Петербурге на протяжении всего процесса допрашивали фигурантов и искали взаимосвязи двух дел.

27 мая 2019 года – в суде допросили главного свидетеля обвинения, который написал явку с повинной, — Егора Зорина. Он подтвердил свои обвинения на всех фигурантов. Выяснилось, что ФСБ задерживала его за наркотики еще весной 2017 года: по нему Зорину дали три года условного срока, а его уголовное преследование по делу о создании террористического сообщества прекратили осенью 2018 года.

31 мая 2019 года – первые свидетели обвинения стали отказываться от своих показаний на следствии. Позже еще несколько свидетелей заявили о давлении со стороны сотрудников ФСБ.

14–21 июня 2019 года – дали показания сотрудники пензенского УФСБ. Они сказали, что никакого давления с их стороны не было, и опровергли заявления подсудимых по делу «Сети»* о пытках.

Илья Шакурский

23 июля 2019 года – в суде обнаружилось, что в ноутбуке Ильи Шакурского появились неизвестные ему файлы и папки, а винчестер Армана Сагынбаева оказался и вовсе неисправным, тогда как следователи ФСБ во время следствия сумели его открыть. Они нашли на нем главный документ обвинения – файл «Положение» (Свод) „Сети“*». После этого подсудимые попросили судей изъять вещдоки у ФСБ и передать их в суд, чтобы избежать возможных провокаций.

31 июля 2019 года – обвинение закончило представлять доказательства. Защита получила время для подготовки из-за перерыва в судебном процессе – один из фигурантов Илья Шакурский заболел ветрянкой. 

Сентябрь-октябрь 2019 года – защита представила несколько независимых экспертиз, которые опровергали выводы следователей ФСБ. Ни одна из них не повлияла на обвинение: в основу приговора суда легли экспертизы ФСБ.

29 октября 2019 года – ЕСПЧ зарегистрировал первые жалобы фигурантов о пытках.

9 ноября 2019 года – активистка Ясна Исхаки создала сайт с историями бывших девушек фигуранта Армана Сагынбаева. По их словам, он якобы намеренно заражал их ВИЧ. Одна из девушек пообещала предоставить редакции «7x7» видео с кадрами насилия со стороны молодого человека, но так этого и не сделала. На записях, которые она показала журналистам, были сцены оскорблений девушки. По мнению Исхаки, эта запись подтверждала ее слова об отношении Армана с его партнершами. Публикация историй расколола людей, протестовавших против дела «Сети»*. От его поддержки отказалось сообщество Rupression, при этом большинство людей, выступавших против нарушений в деле «Сети»*, по-прежнему считает Сагынбаева политзаключенным и требует расследования предполагаемых пыток в отношении него.

11 ноября 2019 года – фигуранты дела «Сети»* Сагынбаев, Пчелинцев и Иванкин объявили в суде голодовку и потребовали нового расследования из-за применения к ним пыток. Они голодали две недели. Суд в это время публично рассматривал материалы проверок о пытках и обещал дать им оценку во время вынесения окончательного приговора по делу. Просьбу защиты и подсудимых о медицинской экспертизе с целью обнаружить следы пыток суд отклонил.

2 декабря 2019 года — пензенский омбудсмен подтвердила рассказы о пытках фигурантов дела «Сети»*. Суд приобщил к материалам схемы пыточных камер. Их зарисовали Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский.

 

9 декабря 2019 года  правозащитный центр «Мемориал» признал политзаключенными подсудимых по делу «Сети»* из Пензы и Петербурга.

17 декабря 2019 года – гособвинитель по делу «Сети»* снял с подсудимого Дмитрия Пчелинцева обвинения в поджоге военкомата за недостатком доказательств. Позже суд его поддержал.

22 декабря 2019 года – стало известно, что врачи пензенского СИЗО обнаружили туберкулез у подсудимого по делу «Сети»* Василия Куксова. Он находился в суде вместе с другими подсудимыми и слушателями до окончания процесса. Позже туберкулез подтвердился у другого подсудимого – Армана Сагынбаева. Прокуратура нарушений в их совместном пребывании на процессе не нашла.

26 декабря 2019 года – гособвинитель попросил суд приговорить подсудимых к лишению свободы на сроки от 6 до 18 лет.

17 января 2020 года  завершились прения, подсудимые сказали последнее слово. Судьи назначили оглашение приговора на 10 февраля.

Конец января — середина февраля 2020 года – в России прошли массовые пикеты в поддержку фигурантов.

7, 8 и 9 февраля 2020 года – в Москве, Пензе и Петербурге прошли премьеры документального фильма журналистов «7х7» о фигурантах дела «Сети»* «Как (не) стать террористом».

10 февраля 2020 года – суд приговорил всех фигурантов дела «Сети»* к большим срокам лишения свободы. Дмитрий Пчелинцев получил 18 лет строгого режима. Несколько профессиональных сообществ заявили о своей поддержке фигурантов, акция на Лубянке у здания ФСБ собрала более 500 человек. Акции протеста против приговора прошли в Пензе и других регионах России.

Нескольких активистов задержали в Пензе перед поездом.

Публикация «Медузы» и новый поворот в деле «Сети»*

21 февраля 2020 года – «Медуза» выпустила расследование о возможной причастности некоторых фигурантов дела «Сети»* к убийству. В нем шла речь о смерти Артёма Дорофеева и исчезновении Екатерины Левченко, которые были знакомы с Максимом Иванкиным и Михаилом Кульковым и якобы знали, что несколько фигурантов дела распространяют наркотики. В основу публикации лег рассказ знакомого фигурантов «Сети»* Алексея Полтавца, который в 2017 году уехал из России, опасаясь преследования силовых структур. Полтавец признался, что участвовал в убийстве Артёма Дорофеева, а в убийстве Екатерины Левченко обвинил Максима Иванкина.

Адвокаты и родственники фигурантов «Сети»* отрицают причастность к убийству, Дмитрий Пчелинцев передал из СИЗО, что у него «не было отношений с Дорофеевым и Левченко».

Екатерина Левченко

26 февраля 2020 года – пензенское управление Следственного комитета возбудило уголовное дело о предполагаемом убийстве Екатерины Левченко на основе заявления ее родителей и приложенной к нему публикации «Медузы». Официальный сайт управления сообщил о возбуждении дела 27 февраля.

В этот же день с сайтов управлений СК по Пензенской и Рязанской областям исчезли сообщения двухлетней давности про обнаружение трупа, на которые ссылалась в своей публикации «Медуза». В релизе СК длина обнаруженого трупа была на 10 см меньше роста Дорофеева. 27 февраля сайт рязанского управления Следственного комитета сообщил, что расследование дела об убийстве Артёма Дорофеева продолжается.

3 марта 2020 года - независимые журналисты опубликовали хронику развития событий «Пропавшие в „Сети“*», связанных с исчезновением Левченко и Дорофеева.

4 марта 2020 года – под Рязанью обнаружили останки тела рядом с местом, где ранее нашли тело Артёма Дорофеева. Экспертиза ДНК установила личность погибшей знакомой фигурантов пензенского дела «Сети»* Екатерины Левченко.

6 марта 2020 года – стало известно, что пензенская прокуратура попросила снизить сроки фигурантам дела «Сети»* Иванкину и Чернову. Об этом гособвинитель написал в своем апелляционном представлении на решение суда 20 февраля.

13 марта 2020 года – дело Левченко объединили с делом об убийстве Артёма Дорофеева и передали в Центральный аппарат СК. Фигуранты дела «Сети»* Максим Иванкин и Андрей Чернов рассказали, что в этот же день в пензенском СИЗО от них снова требовали признательных показаний.

Максим Иванкин

Родственники фигурантов сообщили, что к их домам приезжали служебные автомобили Следственного комитета. Причину приезда ни родственникам, ни журналистам в СК РФ не раскрыли.

30 апреля 2020 года – журналисты «7х7» выпустили список вопросов в деле об убийстве знакомых фигурантов дела «Сети»* Кати Левченко и Артёма Дорофеева. Добиться комментариев от СК по существу «7х7» не удается.

2 мая 2020 года – стало известно, что Алексей Полтавец получил статус свидетеля в деле об убийстве знакомых фигурантов дела «Сети»* Кати Левченко и Артёма Дорофеева.

Адвокат семьи Левченко, который долго не мог получить доступ к материалам дела, по информации «7х7», собирается знакомиться с ними после 17 мая.


*«Сеть» — признанная террористической организация, запрещена в России. Фигуранты одноименного дела заявили, что в реальности такой организации не существовало.