Не выдают средства индивидуальной защиты, заставляют работать по выходным, не начисляют доплату — с тех пор как в российских регионах начали фиксировать первые случаи коронавируса, появилось много сообщений о нарушениях трудовых прав медиков. «7x7» по случаю Всемирного дня охраны труда, который отмечается 28 апреля, обсудил с юристом профсоюза «Действие» Анастасией Манзя проблемы, с которыми чаще всего к ним обращаются медики. Спойлер: некоторые вопросы остаются без ответа, так как в условиях пандемии в российском законодательстве в сфере здравоохранения обнаружились «дыры».
Работаю в скорой помощи, но не хочу ездить к больным коронавирусом. Можно отказаться?
— На днях к нам обратилась фельдшер скорой помощи с похожим вопросом, спрашивала, может ли она отказаться от работы в инфекционной бригаде. В соответствии с приказом Минздрава РФ №198н, на вызовы с коронавирусной инфекцией и на подозрения на COVID-19 должны ездить специализированные бригады, должным образом оснащенные средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Я считаю, медик не может отказаться от работы в такой бригаде: его должностные обязанности не меняются.
Другое дело, если человек не обеспечен СИЗ: тогда нужно писать докладную записку и добиваться обеспечения безопасных условий труда. Когда жизни и здоровью работника угрожает опасность, работник вправе использовать такой инструмент, как самозащита своих прав. В этом случае, известив работодателя в письменном виде и приведя обоснования, работник может отказаться от выполнения такой работы.
На работе не выдают СИЗ. Что делать?
— Очень многие обращения, которые поступают к нам в профсоюз, содержат жалобы на то, что работники скорой помощи не всегда обеспечены нужными СИЗ. Например, недавно был случай в Челябинской области. Там фельдшера отправили брать мазки у двух семей, которые приехали из ОАЭ, и ее, с нашей точки зрения, обеспечили не теми СИЗ.
Вообще, в законодательстве, регулирующем правоотношения в условиях коронавируса, довольно много «дыр». По тем же СИЗ. Предусмотренные приказом №198н костюмы выдают, как мы понимаем, только тем, кто едет на вызов к приезжим из регионов с неблагополучной эпидобстановкой или на ОРВИ с высокой температурой. Если же просто ОРВИ или пневмония, то работники часто жалуются на то, что они обеспечиваются лишь маской и одноразовым халатом, который зачастую, по мнению медиков, непонятно чему соответствует.
Иногда спрашивают, что должно быть у медработника, в каком количестве, какого качества, как часто нужно менять то или иное СИЗ. Например, когда медик имеет дело с коронавирусом, он должен быть в противочумном костюме или одноразовом халате? При этом понятие одноразового халата как такового отсутствует, людям не показывают сертификаты на аналоги противочумных костюмов и одноразовые халаты, которые им выдают. Все это беспокоит медработников.
По поводу СИЗ мы предлагаем медработникам обращаться к работодателю с докладной запиской.
Сказали, что я еду к больному ОРВИ и СИЗ не нужны. А вдруг это не ОРВИ?
— Приходят к нам сотрудники медучреждений, рассказывают, что им сказали на работе: «Зачем тебе противочумный костюм, если ты едешь на обычное ОРВИ?» А кто знает, ОРВИ это или коронавирус? Люди испуганы. Они даже не столько за себя боятся, сколько за свои семьи, которые они могут заразить.
Допустим, врач едет к человеку, у которого предварительно ОРВИ или пневмония, то есть, по идее, это риск заразиться коронавирусом (который пока не диагностирован). А медработникам, например, говорят: «Это ОРВИ, вот вам маска и халат, поезжайте». И все.
Медики съездили в маске и халате, человека отвезли в больницу, там ему диагностировали коронавирус. И получается, что бригада скорой помощи, которая ездила по этому вызову, оказалась не защищена должным образом.
Некоторые работники пишут посты о невыдаче или нехватке СИЗ в интернете, и их вызывают в полицию за распространение якобы фейка. Но фейки ли это? Или это единственный, с их точки зрения, способ привлечь внимание и решить проблему обеспечения СИЗ? И потом, а если будет иметь место обратная ситуация, когда, наоборот, действительность приукрашается? Например, когда с экрана ТВ или монитора компьютера будут бодро рапортовать, как все замечательно и как всего достаточно, а потом вдруг выяснится, что это была заведомо ложная информация, будет ли рапортующий привлечен к ответственности? Вопрос.
Привлекли брать мазки у пациентов, а трудовым договором это не предусмотрено. Можно отказаться?
— Я полагаю, что при определенных условиях можно. Эти обязанности не предусмотрены должностной инструкцией фельдшера, обычно этим занимается лаборант. Поэтому можно отказаться. С другой стороны, в некоторых случаях работодатель вправе на срок до одного месяца перевести работника на другую работу без его согласия. Но тут возвращаемся к СанПиН и праву работника на самозащиту. Если работник не проинструктирован должным образом, не оснащен необходимыми СИЗ, оборудованием для хранения и транспортировки патогенного биологического агента, то, я полагаю, работник может после письменного аргументированного уведомления работодателя отказаться от выполнения этой работы.
Например, насколько нам известно, в Кизильском районе Челябинской области фельдшеру из оборудования дали только пробирку и термоконтейнер. Мог отказаться от взятия мазков? Я считаю, да.
Врача-кардиолога привлекли к работе с коронавирусом. Имеют право?
— Минздрав немного изменил «правила игры» — сделал допуск к такой работе врачей непрофильных специальностей. Допустим, кардиолога могут привлечь к такой работе, но только под контролем врача-инфекциониста. Тут тоже интересный момент. В обычное время, когда нет пандемии, врачу, чтобы работать по какой-то другой специальности, нужно получить по ней сертификат. А сейчас не нужно. Зачем тогда эти сертификаты, какова их роль?
Медработников изолировали на работе на две недели. Так можно?
— Смотря что имеется в виду. По этой теме обращения делятся на два типа: привлечение работников к работе вахтовым методом, когда работник 14 дней живет вне дома, и нахождение на обсервации. Это разные вещи.
Работа вахтовым методом — это определенные условия труда, которые отражаются в трудовом договоре. Если работник согласен на вахтовый метод, то с ним заключается допсоглашение, по которому работодатель обеспечивает санитарно-бытовые условия проживания на работе, минимум трехразовое питание, место для отдыха. Заставить работника работать вахтовым методом нельзя. Можно внести изменения в порядке статьи 74 Трудового кодекса РФ, но это долгая процедура. Если медработника насильно запирают на работе на две недели, не подписывая с ним допсоглашения, где оговорены условия его пребывания, то я думаю, что это уже нарушение его конституционных прав, незаконное лишение его свободы.
Обсервация не зависит от желания или нежелания работника. Это карантинное мероприятие. Все, кто оказывается в очаге инфекционного заболевания, обязаны соблюдать санитарные требования. Но есть вопросы, на которые нет ответов. Например, люди, которые оказались в обсервации: каков их правовой статус — они пациенты или работники? Если они работники и исполняют свои обязанности, то как соблюдается их право на отдых и как происходит оплата их труда? Продолжительность отдыха между сменами должна быть в два раза дольше, чем сама смена, это никто не отменял. Если продолжительность межсменного отдыха изменяется, то работник работает не в свою смену, а в свой выходной. Как оплачивается эта работа, в двойном размере? У меня есть в этом сомнения.
На федеральном уровне медикам, работающим во время пандемии коронавируса, пообещали доплаты. Но в соцсетях много постов, свидетельствующих о том, что зарплата больше не стала. Что не так с доплатами?
— Тут опять пробел в законодательстве. В постановлениях правительства РФ №415 и №484 не очень понятны принципы начисления этих доплат. Во многих регионах говорят, что доплачивать будут только за фактически отработанное время. Отработанное с чем — с ОРВИ, пневмонией или коронавирусом? Кому именно будут платить? Водителям скорой помощи тоже, кстати, полагаются доплаты, но опять же — в каком размере? Другой момент: на это выделено около 10 миллиардов рублей. Если разделить эту сумму на все регионы и на все медучреждения, получатся копейки.