Прошло почти четыре недели после того, как региональные власти стали копировать указ мэра Москвы Сергея Собянина о введении «режима изоляции». Так чиновники назвали набор карантинных мер в регионах, обязывающий граждан не выходить из дома без крайней необходимости. Правозащитники и обычные граждане до сих пор не уверены, что такие ограничения законны. О том, как работает режим самоизоляции в регионах, — в обзоре «7x7».

Почти во всех регионах России местные указы о самоизоляции точно копируют московский — гражданам можно выходить из дома только в случае угрозы жизни и здоровью, для похода в магазин, прогулки с собакой или выноса мусора. Тем, кто продолжает работать, можно ходить до места работы и обратно. Дорога до дачи тоже считается уважительной причиной, но в большинстве региональных указов это не прописано.

Формально ограничивать права граждан до начала апреля власти могли только в случае режима чрезвычайной ситуации. Но в регионах чиновники ввели режимы повышенной готовности. Тогда Госдума внесла в административный кодекс положение, позволяющее ограничивать права и в этом случае. 

На местах чиновники стали по-разному выполнять эти указы. Нарушающих запреты бизнесменов наказывать стали все. А вот во взгляде на то, как заставить граждан сидеть дома, чиновники разошлись. Пока в одних регионах прогуливающихся людей разгоняли палками (чеченские чиновники назвали это пародией), в других сразу составляли на нарушителей протоколы, в третьих полицейские ограничивались разъяснительной беседой и отпускали.

Через четыре недели после такого карантина, когда счет заболевших пошел на десятки тысяч, власти стали действовать более жестко.

 

Протоколы за попытку помочь врачам

Одними из первых протоколы за нарушение карантина получили активисты, которые пытались поддержать врачей.

Уже 2 апреля руководителя профсоюза «Альянс врачей» Анастасию Васильеву задержали в Новгородской области полицейские. Задержание произошло в тот момент, когда Васильева пыталась передать респираторы работникам Окуловской центральной районной больницы. Позже активистку оштрафовали на 1600 руб. за нарушение режима самоизоляции.

Аналогичная история произошла с активистами липецкого штаба Алексея Навального, которые ехали, чтобы помешать закрытию станции переливания крови в городе Ельце. На них составили протоколы за невыполнение требований при введении режима повышенной готовности.

 

«Оформляем всех, поголовно»

В интернете во второй половине апреля стали появляться аудиосообщения, авторство которых приписывается полицейским начальникам. Там они требуют от подчиненных составлять заданное количество протоколов на нарушителей самоизоляции. Например, паблик «Омбудсмен полиции» выложил аудиозапись из мессенджера WhatsApp (как утверждают авторы публикации, сотрудницы новосибирской полиции). Там она требует составлять протоколы на всех прогуливающихся горожан, кроме женщин с колясками и стариков:

«Значит, смотрите, оформляем всех поголовно. Площадь Ленина, парки, скверы. Кроме женщин с колясками, стариков. С 16 лет оформляем всех поголовно, чтобы протоколы у нас были сегодня, и достаточно хорошее количество. До 17:00 вы скидываете в группу „Главка“ и дополнительно мне информацию, чтобы я Игорю Викторовичу обобщила и для доклада начальнику».

В другом аудиосообщении с тем же голосом девушка объявила, что все будут работать до тех пор, пока с каждого района не будет около 10 протоколов о нарушении режима самоизоляции: «На улице гулящих хватает, поэтому начинаем работать».

 

 Административный протокол за обращение в полицию

В Вологде на местного жителя полицейские составили протокол о нарушении режима самоизоляции, после того как он 9 апреля сходил в полицию, чтобы подать заявление о мошенничестве. В рапорте полицейских было указано, что вологжанин нарушил постановление правительства области о режиме самоизоляции.



Объяснительная для всех

В Мурманской области граждане, проживающие не по прописке, обязаны иметь объяснительную, которую они должны написать перед выходом. Объяснительная нужна даже тем, кто идет в магазин, в больницу или выгуливает собаку. Если сотрудник полиции остановил гражданина без объяснительной, то писать ее придется уже рядом с полицейскими.

Объяснительная в регионе не потребуется для тех, кто едет на работу, в отпуск или на рыбалку, — но тогда нужно предоставить другой подтверждающий документ.

 

Эпидемия обнажила все несовершенство системы

Юрист Анастасия Буракова считает, что российские власти и до этого не отличались умением писать законы, а правоохранительные органы — их исполнять. Эпидемия коронавируса лишь продемонстрировала это:

— Кризисная ситуация обнажила все несовершенство системы законодательства и правоприменительной практики. Это началось не вчера: прокуратура и трудовая инспекция годами пишут отписки в ответ на жалобы о нарушениях трудовых прав, и в период массовых незаконных увольнений из-за "карантина" эта бездействующая система по щелчку не заработает. Полицейские в массе своей не умеют составлять протоколы и не знают даже элементарных норм КоАП, поэтому толпами везут гуляющих не в тех местах людей в отделы, чтобы старший сотрудник составил бумаги грамотно, тем самым подвергают людей еще большему риску. Кадровый состав тоже не переучить моментально.

Ситуация с региональными парламентами и главами субъектов ровно такая же, считает юрист:

— Набирают по принципу лояльности, и, когда нужно было самостоятельно принять законодательные акты, знаний и компетенций не хватило. Ограничения стали устанавливать по принципу "запрещено все, что не разрешено", лишь некоторые разграничили рекомендации и запреты.  

В случае Вологодской области, где людей начали наказывать за реализацию конституционных свобод (статья 33, статья 45) на обращение в госорганы и защиту своих прав, например за поход в отдел полиции для подачи заявления, — пример "кривого" законотворчества, добавила Буракова.

— По сути, законодательно ограничили не только право на свободу передвижения (статья 27 Конституции), но и иные конституционные права, — заключила она.