В городской больнице Эжвинского района Сыктывкара в марте выявили несколько случаев заболевания коронавирусной инфекцией. В редакцию «7x7» 25 марта поступило сообщение об одном возможном случае смерти женщины с коронавирусной инфекции, которое официально не удалось подтвердить. Собрали все, что известно об этой ситуации на 27 марта и какие вопросы остаются без ответов.
Что случилось. Хронология
Вторник, 24 марта. В региональных пабликах «ВКонтакте» и Telegram-каналах местные жители стали распространять информацию о том, что в городской больнице Эжвинского района Сыктывкара произошла вспышка коронавирусной инфекции.
Среда, 25 марта, 11:03. Министр здравоохранения Коми Дмитрий Березин в телефонном разговоре с «7х7» подтвердил информацию о коронавирусной инфекции в одном из отделений Эжвинской больницы и о том, что среди заболевших есть заведующий отделением. На вопрос о количестве сказал: «[Есть] информация о шести заболевших». Запись разговора есть в распоряжении редакции.
11:30: Пресс-служба главы Коми опубликовала пресс-релиз о том, что в больнице выявили пять пациентов с подозрением на инфекцию, а один человек уже выздоровел и отправлен домой.
15:26: Пресс-служба публикует новый релиз о том, что лабораторно в Новосибирске подтверждены два новых случая инфекции.
Вечер: журналисты нескольких СМИ в Коми, в том числе «7x7», получили сообщение от источника. Это скриншот документа, похожего на официальное сообщение в прокуратуру Коми. В нем говорится о шести подтвержденных случаях диагноза COVID-19 — аналогичную цифру называл и Березин «7x7». В документе перечислены имена заболевших (одно из них совпадает с информацией «7x7» о заболевшем враче, полученной из другого источника).
На том же скриншоте указано, что женщина 1937 года рождения, которая поступила в то самое отделение Эжвинской больницы с не связанным с дыхательными путями заболеванием, умерла от «атеросклероза нижних конечностей» и «двусторонней полисегментарной пневмонии». У нее также был подтвержден диагноз COVID-19.
Четверг, 26 марта: Новость о смерти пациентки, у которой выявили коронавирус, написало издание «Север.Реалии». Издание утверждает, что редакция располагает официальным сообщением в прокуратуру Коми. Управление Роспотребнадзора по Коми подлинность обращения не подтвердило.
Пятница, 27 марта: «Новая газета» написала о том, что Минздрав Коми отказался по официальному запросу СМИ прокомментировать информацию о смерти пациентки с коронавирусной инфекцией и ограничился отпиской: «Вся объективная информация на официальном интернет-портале РК». К ответу чиновники приложили видеообращение Дмитрия Березина, где он говорит только о двух случаях выявленного заражения и утверждает, что смертей от COVID-19 в республике нет. В этот же день, по данным «Север. Реалии», коронавирус якобы был обнаружен у врача-анестезиолога из этой больницы.
Что известно другим СМИ
Изданию «Север.Реалии» удалось пообщаться на условиях анонимности с одним из коллег заболевшего врача. Он рассказал, что сотрудники отделения еще в начале марта заметили, что врач нездоров. Мужчина был на утренних «пятиминутках» с другими коллегами каждый день. Он вышел на больничный 16 марта, но потом еще приходил в больницу делать томографию, которая показала у врача пневмонию. Его вместе с женой госпитализировали 20 марта, а через два дня перевели в реанимацию. В итоге власти решили, что тесты на коронавирус должны сдать все больные и медперсонал, но в карантин их помещать не стали, потому что тогда стало бы просто некому работать. По словам источника, медики, контактировавшие с заболевшим врачом, по вечерам уходят домой, а на следующий день снова возвращаются на работу, несмотря на режим карантина.
Как «7x7» пытался подтвердить информацию
Интернет-журнал «7x7» не смог найти подтверждения, что обращение в прокуратуру, где сказано о смерти пациентки с пневмонией, — реальное. Минздрав Коми отказался комментировать ситуацию по телефону и попросил прислать официальный запрос, срок ответа на который по закону может достигать до семи дней, а всю информацию предлагает брать из пресс-релизов на официальном сайте главы республики. Официально там сообщается о двух подтвержденных диагнозах и одном выздоровевшем пациенте.
Аналогичный запрос «7x7» отправил в Роспотребнадзор.
Какие вопросы остались
Во-первых, как учитывается смертность от коронавирусной инфекции в российских медучреждениях?
Российские власти сообщали как минимум об одном случае смерти пожилой женщины с COVID-19, но не внесли его в статистику, поскольку, согласно диагнозу, она умерла от оторвавшегося тромба, а не от вызванной коронавирусом пневмонии. В то же время итальянские власти в смертность от коронавирусной инфекции записывают всех умерших с COVID-19, поскольку, согласно наблюдениям китайских и итальянских ученых, сама коронавирусная инфекция редко является прямой причиной смерти у заболевших, но она обостряет другие хронические заболевания — в том числе заболевания сердца и сосудов.
Во-вторых, зачем власти ждут официального подтверждения диагноза в лаборатории в Новосибирске и говорят о пациентах "с подозрением на коронавирус", если экспресс-тесты показывают наличие вируса?
Региональные власти по состоянию на 27 марта используют сложную конструкцию подтверждения диагноза, которая до конца не ясна. Известно, что человек, у которого подозревают коронавирус проходит экспресс-тест. После этого заболевшего называют пациентом «с подозрением на коронавирус», а его анализы отправляют на подтверждение в новосибирскую лабораторию «Вектор». При этом, предположительно, такого пациента начинают сразу лечить как заболевшего коронавирусной инфекцией, но задержка с подтверждением анализов в «Векторе» может использоваться властями как попытка сгладить резкий рост заболевших, если он случается, и говорить, что диагноз еще не подтвержден.
Интернет-журнал «7x7» запросил у Минздрава Кировской области (Кировская область будет проводить тесты и для Коми) информацию о точности экспресс-тестов и количестве опровержений от лабораторных исследований. Министр здравоохранения Кировской области Андрей Черняев в ответе «7x7» написал, что экспресс-тесты на коронавирус считаются высокоточными, поскольку в регионе не было случаев, когда бы лаборатория опровергла данные экспресс-тестов о заболевших.