"Осенью у нас появятся новые русские нищие" - заявил политолог Валерий Соловей на встрече в Костроме 24 марта. Он рассказал о "тайнах кремлевского двора" и посоветовал экономить ресурсы. Самые яркие цитаты из его выступления — в обзоре «7х7».

Коронавирус и другие напасти

«Мы с вами находимся в воронке, которая состоит из нескольких кризисов»

— В конце прошлого года я говорил, что в 2020 году заканчивается последний спокойный год для России, и мы вступим эпоху перемен. Я настойчиво призывал всех перевести рубли в доллары. Но ситуация развивается еще более драматично, чем я мог предположить. Невозможно было представить, что все будет развиваться так быстро и так непредсказуемо. Мы с вами находимся в воронке, которая состоит из нескольких кризисов. Кризисы в России всегда организует власть — ее глупость, жадность, цинизм.

«Власть у нас со времен Чернобыля панически боится паники»

— На поверхности — эпидемия коронавируса, масштабы и опасность которой власти России скрывают. На карте ВОЗ все страны вокруг Российской Федерации обозначены красным цветом, а Россия почему-то нет. Очевидно, что это невозможно. Сегодня мэр Москвы Собянин признал, что реальной картины никто не знает. Реальные цифры зараженных скрываются, потому что власть у нас со времен Чернобыля панически боится паники. Ситуация очень тревожная, я всем рекомендую соблюдать меры предосторожности.

Почему в России не вводят карантин? Одна из главных причин заключается в том, что тогда экономика рухнет. Ведь что такое карантин? Это запрет на передвижение. С другой стороны, эпидемия помогает власти, потому что когда угроза непонятна, люди связывают свои надежды с государством, это нормально.

 

«Держаться за работу, которая у вас есть, и мобилизовать все ресурсы»

— По статистике среднее европейское домохозяйство имеет запас продуктов питания, который позволяет прожить до 2,5 лет. У нас запас хорошо если на два месяца. Поэтому Россия и все мы оказались в очень уязвимом положении.

Экономическое падение было запланировано и так из-за падения цен на нефть, но сейчас оно усиливается. В США прогнозируют падение ВВП во втором квартале на 50%. Даже если будет 25%, это мировая катастрофа. А что будет у нас, думаю, понятно. Мои практические советы: держаться за работу, которая у вас есть, и мобилизовать все ресурсы. Сейчас люди начнут распахивать заброшенные дачные участки.

«Мы для них какие-то насекомые»

— То, что мы сейчас видим, указывает на то, что власть рассматривает нас не просто как людей второго сорта, а как нелюдей. Мы для них какие-то насекомые. Не зря один высокопоставленный госчиновник, обсуждая цифры смертей от коронавируса, произнес фразу: «Начался второй этап пенсионной реформы». Я могу поклясться, что это чистая правда.

 

Путин и его команда

«Владимир Владимирович нас покидает»

— Еще один кризис в России — конституционный. Смысла в поправках нет, в том числе и в поправках об обнулении. Полномочия Путина заканчиваются в 2024 году. Зачем за 4 года устраивать такое представление? Можно было это сделать не спеша, начать в 2022 году, к 2024-му все закончить. В чем причина спешки? На самом деле, причина простая — Владимир Владимирович нас покидает. Поэтому он хочет создать механизм, при котором сохранится преемственность власти. Это важно, чтобы твоих не тронули. Его не будет уже в 2022 году, но он должен продемонстрировать всем, что он вечен, сменить повестку.

«Действие всегда лучше бездействия»

- Голосовать против поправок или бойкотировать — это выбор между плохим (голосовать «против») и очень плохим (бойкот). После 10 марта это голосование не по поправкам к Конституции, а голосование за продление правления Путина. Я считаю, действие всегда лучше бездействия. Сторонники бойкота пусть обратятся к бабушкам и дедушкам, чтобы те остались дома. Это можно назвать не бойкотом, а заботой о старшем поколении.

Почему убрали кабинет Медведева

— В Конституции говорится, что если что-то происходит с президентом, его обязанности в течение трех месяцев исполняет председатель правительства. Путин доверяет Медведеву, но он не доверяет тем людям, которые на Медведева влияют.

Как происходило назначение Мишустина

— Мишустина пригласили в администрацию президента на разговор. Он пять часов просидел в приемной, это стандартный способ «помариновать». Потом ему сказали: «Есть мнение назначить вас председателем правительства». Он отказался, понимая, что ему предлагают занять место на капитанском мостике «Титаника» в тот момент, когда уже на нас надвигается айсберг. «Ах, нет, вот смотрите — эта папка на ваших родственников, эта — на вашу жену, а вот эта на вас». А дальше как в старом советском анекдоте про то, что сегодня даст корова — молоко или мясо. Но человек, находящийся под таким грузом компромата, он абсолютно не дееспособен в политическом смысле. Некоторое сравнение с [Сергеем] Кириенко вполне уместно, хотя ситуация сегодня совсем другая.

«До 2018 года Путин был источником стабильности, а после превратился в источник нестабильности»

— Мы получили клубок проблем. Одной эпидемии, или падения цен на нефть, или конституционного кризиса было бы достаточно для того, чтобы страна наша не очень, честно говоря, сильная, вступила в период турбулентности и вышла из равновесия. А тут раз — сразу все.

И еще очень важный момент: до 2018 года Путин был источником стабильности, а после превратился в источник нестабильности. Когда он вновь назначил правительство Медведева, это вызвало очень сильное раздражение, а после пенсионной реформы раздражение переросло в ненависть. А дальше пошло-поехало.

 

Что будет дальше

«В России сегодня безнадега»

— Кризис способен стимулировать различные формы поведения. В кризис 90-х годов одни были заняты выживанием, другие открывали для себя новые перспективы. И получается, что дело не в самих объективных обстоятельствах, а в том, как мы все видим.

Пока у людей есть надежда, они переносят любой кризис. В России сегодня безнадега, люди не видят будущего, не то что — плохого или хорошего — вообще никакого. А когда вы не видите будущего, вы начинаете по-иному воспринимать настоящее. Сейчас мы опускаемся уже в какую-то адову нищету. Осенью у нас появятся новые русские нищие.

Согласно социологии, три четверти хотят кардинальных перемен, такой высокий уровень запроса на перемены в последний раз был в 1991 году. Не все готовы ради этих перемен чем-то жертвовать, некоторые боятся, но 9% готовы на жертвы. Сегодня 57% жителей России называют главным врагом государство. Среди молодежи эта доля выше — 70%. Люди настолько ненавидят государство, что готовы выступить против него.

«Все, что вы будете делать, даже — помогать кошечкам, будет гражданской активностью»

— Помимо выживания будет стоять еще задача развития. Она будет решаться в сфере политики, в сфере гражданской активности. У вас есть дети, есть внуки, и все, что вы будете делать, даже — помогать кошечкам, будет гражданской активностью. Вы это будете делать не только ради себя, а ради будущего детей. Чтобы это будущее у них появилось.

Впервые за 20 лет у нас появился шанс повлиять на судьбу страны. Я призываю вас понять это, начать к этому готовиться. Пришло время, когда от нас может кое-что зависеть. Чтобы это «кое-что» реализовать, это надо делать сейчас. Это может поначалу показаться бесполезным, но если вы прикладываете усилия, результат будет. Два года назад система была зацементирована. Сейчас уже нет, в ней появились большие пустоты. Вы потом увидите, насколько слаба была эта власть.

Если вы сможете между собой начать договариваться, демонстрировать формы солидарного поведения, добиваться каких-то локальных целей, то вы заставите эту власть уйти. Власть очень боится, она сегодня существует только из-за нашей слабости, нашей неспособности договориться и организоваться. Как только мы начнем демонстрировать элементарные формы консолидации, вы увидите, как быстро начнет меняться все вокруг.

В момент острой фазы кризиса важны будут не партии, а гражданские коалиции. Важно будет не то, к какой партии вы принадлежите, важно, вы хотите перемен или нет.

«Мы вступаем в эпоху потрясений»

— Мы вступаем в эпоху потрясений, которая продлится полтора-два года. Я точно знаю, что к концу следующего года у нас будет другая система. Не хочу сказать, что она будет демократичной, но — более справедливой, более конкурентной, более открытой, более человечной.

Кто из тех, кого мы сейчас называем элитой, добьется успеха, а кто исчезнет, я не знаю — это из сферы предсказаний, вне сферы анализа. Это будет все настолько стремительно, настолько непредсказуемо, что мы будем удивляться.

Кризис — это хаос. Мы вступаем в хаос. То, что было до сих пор, это был порядок, может быть, плохой, но порядок. 2020-й и 2021-й будут два решающих года в истории России. Они определят, как мы будем жить на протяжении последующих десятков лет, и будут более важные, чем 1991-й.


Валерий Дмитриевич Соловей — российский историк, политический аналитик, публицист и общественный деятель. Доктор исторических наук, профессор. В прошлом — заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО.

В марте 2020 года Роскомнадзор потребовал от ряда СМИ удалить информацию о распространении коронавирусной инфекции в России, озвученную Соловьем 16 марта, как недостоверную. На радио «Эхо Москвы» политолог заявил, что «в РФ имеется порядка 1,6 тыс. подтвержденных случаев смерти людей от коронавируса с середины января 2020 года, а количество инфицированных оценивается в 130—180 тыс.» При этом по официальным данным на 16 марта в России было менее 100 инфицированных и ни одного умершего от COVID-19. Радиостанция «Эхо Москвы» выполнила требование Роскомнадзора.