В городе Апатиты Мурманской области 1 марта проходили масленичные гулянья. На празднике сожгли четырех чучел, которые были размещены на каркасах в виде креста. Спустя два дня администрация извинилась за использование такой конструкции, опасаясь жалоб на оскорбление чувств верующих. Мурманский фольклорист объясняет, можно ли интерпретировать сожжение чучела на Масленицу как языческую традицию и является ли она оскорбительной для христиан.
Организаторы городского праздника из местного Дома культуры на Масленицу устроили конкурс обрядовых фигур «Сударыня Масленица». В честь проводов зимы фигуры сжигали на высокой горке. Когда огни погасли, на возвышение осталось четыре черных остова. Для части гостей праздника такая картинка показалась жуткой. Некоторые предположили, что сожженные кресты верующие могут посчитать намеренным кощунством. Некоторые жители Апатитов начали возмущаться в соцсетях. В том числе прозвучало мнение, что для детей само по себе сожжение чучел — это шок и стресс. В своей группе «ВКонтакте» администрация 3 марта принесла извинения за использование каркасов в виде крестов. Хотя неизвестно, подавал ли кто-либо из жителей жалобы в мэрию или в полицию.
— После сожжения Маслениц каркасы были убраны. Организаторам мероприятия было указано на недопущение в последующем таких нарушений, — написано в заявлении администрации.
В разговоре с корреспондентом «7х7» настоятель одного из православных храмов Мурманской области (священник попросил не указывать его имя, так как у него нет благословения от епархии для официального общения с прессой) сказал, что сжигание чучела на Масленицу уже само по себе является языческой традицией.
— Мы не осуждаем людей, которые не осознанно занимаются богоборством, однако считаем, что любое действие должно быть осознанным. Сжигание чучела в масленичные дни является язычеством. В православии это считается поклонением бесам, — объяснил священник. — Есть традиция христианской Масленицы. Это неделя перед началом 50-дневного поста. У нас есть традиция Прощеного Воскресения. Мы уже не едим мясо, но можем делать праздничные угощения, в том числе и блины. Мы встречаемся на праздничных богослужениях и общаемся. Но мы ничего не сжигаем.
Сожжение чучела — ключевое различие между христианской и языческой традицией, подчеркивает преподаватель фольклора и почетный работник высшего профессионального образования Борис Борисов. Последняя сложилась в дохристианский период, то есть до X века.
— Языческие обряды носили прикладной характер. То есть совершались ради практического результата. К покровителям обращались, когда хотели добиться конкретного результата в каком-то деле. Сжигая чучело из соломы в женском обличье как символ плодородия и рассыпая пепел на поля, люди просили урожая. Значимость весеннего праздника была не меньше, чем у современного Нового года. Потому что наступал новый хозяйственный год и нужно было растить новый хлеб. Чучело связывали из соломы и не использовали никакой другой основы. Ни в виде крестов, ни в виде чего-то другого. Может быть, если нет соломы, тогда придумывают что-то для изготовления обрядовой куклы, — объяснил Борис Борисов.
По его мнению, Масленица сегодня — это развлекательное мероприятие. Столкновение мировоззрений людей разных вероисповеданий неизбежны и традиционны для истории России.
— Взрослые вносят в толкование обряда разные смыслы. Раньше дети росли и воспитывались в лоне той культуры, которая их окружала, и меньше всего задумывались, страшно это или нет. Это было нормально, — считает Борис Борисов.
По мнению психотерапевта Александра Квиринга, «вместо широкой Масленицы вышла большая путаница». Прежде всего от того, что не каждый в большой группе людей понимает, что и для чего делает, возникают такие состояния как шок, страх и даже паника. Для безопасности и комфортного отдыха не только детей, но и взрослых перед посещением массового мероприятия стоит подробно изучить программу и обсудить перед выходом из дома свои ожидания, объяснить, что будет происходить и для чего, объяснил Квиринг.