Курганский областной суд начал рассматривать апелляционную жалобу активистки группы «Курган Антиуран» Людмилы Исакаевой об искажении администрацией Звериноголовского района итогов общественных слушаний о проекте добычи урана на месторождении Добровольное, сообщил 4 марта из зала суда корреспондент "7х7".
Предыстория
8 июля 2019 года в селе «Труд и Знание» администрацией Звериноголовского района и АО «Далур» были организованы слушания, которые должны были дать компании «Далур» право на получение лицензии для строительства предприятия по добыче и транспортировке ядерных материалов на Добровольном месторождении.
В слушаниях участвовала Людмила Исакаева и другие члены группы «Курган-Антиуран».
«Список участников слушаний составляли две женщины в коридоре здания. Когда мы зашли, у них уже были заполнены по два листа, на каждом были записаны более 20 человек, фамилии и инициалы записывались со слов, документы, удостоверяющие личность, никто не спрашивал, даже не требовалось расписываться, но наша группа зарегистрировалась как положено по российскому законодательству, и оставили свои подписи", - рассказала Исакаева на сайте правозащитников Курганской области .
Активистка написала, что при таких нарушениях процедуры слушаний в списки можно было включить "всех жителей, своих знакомых, родственников и «обеспечить» 100% поддержку любых, самых безумных решений":
"Я пересчитала присутствующих в зале - 88 человек, в коридоре - 22, сколько было на улице - не знаю. При подсчете голосов выяснилось, что в зале человек 90 голосовали за «Далур», 10 — против, в коридоре за «Далур» голосовало человек 30. По словам Камилы Жимбаевой, ведущей слушания, в списке было 135 фамилий», - написала Исакаева.
«Эти списки подложные»
Сомневаясь в объективности проведенных слушаний, Людмила Исакаева подала административный иск в Звериноголовский районный суд о признании несостоявшимися общественных слушаний 8 июля и признании недействительными их протоколов. В иске она подчеркнула:
- Никакого документального подтверждения принадлежности подписи реальному лицу, как и принадлежности подписанта к местному населению, и являются ли они вообще гражданами России, в протоколе нет.
Исакаева напомнила, что в пункте 10 "Положения об общественных обсуждениях", утвержденных районной думой и в решении №213 от 26 июля 2018 года прямо говорится, что участниками обсуждения «являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты».
"В списки можно было включить всех жителей, своих знакомых, родственников и «обеспечить» 100% поддержку любых, самых безумных решений»
В ходе процесса в Звериноголовском районном суде Исакаева затребовала предоставить оригиналы списков участников слушаний. В итоге, как сказала она 4 марта в областном суде, от администрации района было получено два списка:
- В первом содержатся записи о неких людях (всего 121 запись) с ФИО, датой рождения, о месте жительства, месте работы и с подписями. Ответчик не предоставил его мне в судебном заседании, суд отказался сделать копию, я получила его в администрации района по заявлению. Суд не дал оценки предоставлению этой бумаги, но так как в нем не было моей фамилии, а в протоколах она есть, попросил следующий список. Следующий список был приобщен к делу вне судебного заседания, ответчик отказался предоставить мне его копию, суд дал мне на ознакомление со списком и другими документами всего 15 минут. В этом списке уже содержится моя фамилия (под №17) с отсканированной моей подписью. Лист не соответствует тому, в котором я расписывалась 8 июля 2019 года. При мне расписывались все, а в этом списке нет 55 подписей. В суде мной и моим представителем было заявлено о подложности и второго списка, но суд решил эти бумаги считать достоверными. - сказала Исакаева "7х7".
«Судья действовала в интересах администрации»
Суд первой инстанции 13 декабря 2019 года отклонил иск активистки. 4 марта Исакаева, комментируя свою апелляционную жалобу, цитировала решение судьи Марии Аксеновой о том, что «нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения общественных слушаний, не содержат требований о регистрации присутствующих согласно документам, удостоверяющим личность».
- Но, подавая иск, я руководствовалась тем, что на территории Курганской области действует федеральное законодательство, в частности ФЗ 131 («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») и другие федеральные законы, - заявила в суде Людмила Исакаева. - И в общественных слушаниях по эксплуатации ядерной установки, по транспортировке ядерных материалов и шламовому амбару на Добровольном месторождении должны были принимать участие жители муниципального образования «Труд и Знание».
Но на слушаниях, по мнению Исакаевой, большинство их участников были работники АО «Далур» и других связанных с ним предприятий, расположенных в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Далматовском районе.
- Учитывая, что в списке содержится 48 человек от уранодобытчиков (Далур, АРМЗ), этих лиц надлежало исключить из учета в силу запрета злоупотреблений по статье 10 Гражданского кодекса РФ. Что тогда остается? Остается 27 человек, а по протоколу - голосовавших «против» было 14, при 3 воздержавшихся. Итого за уранодобытчиков остается только 10 проголосовавших. Таким образом, даже этот подложный список при соблюдении закона только в части статьи 10 ГК РФ – дает обратный результат, - сказала Людмила Исакаева.
Как заявил представитель истца Габдулла Исакаев, судье Аксеновой дважды заявлялся отвод из-за того, что судья демонстративно действовала в интересах ответчика — администрации Звериноголовского района, а интересы истца игнорировала. И аудиозапись заседаний это подтверждает. Особенно это проявилось при предъявлении фальсифицированных списков участников слушаний - все подписи сканированы, оригиналов нет.
Исакаева просила отменить решение суда первой инстанции, а представитель ответчика заявила, что оспариваемое решение законно и просила жалобу Исакаевой отклонить.
«Моя подпись исчезла»
Коллегия облсуда под председательством Сергея Волосникова 4 марта допросила свидетелей истца.
Галина Кузнецова была на слушаниях 8 июля 2019 года и сообщила, что при регистрации предъявила паспорт и подписалась. Суд показал ей список участников слушаний, имеющийся в деле. Кузнецова заявила, что в этом списке ее подпись в графе напротив ее фамилии «непостижимым образом исчезла. И там формат бумаги был совсем другой. Там, где я расписывалась, до 30 фамилий было. Но я вижу здесь подпись, похожую на мою, напротив другой фамилии». [На ксерокопии списка подпись, о которой говорила Кузнецова, находится напротив фамилии Юровских Павла Александровича под №46].
"Никакого документального подтверждения принадлежности подписи реальному лицу, как и принадлежности подписанта к местному населению, и являются ли они вообще гражданами России, в протоколе нет".
Свидетель Алексей Шварц сообщил, что был на слушаниях, регистрировался, показывал паспорт при регистрации и в предъявленном списке нашел подпись, схожую со своей, но смещенную в графе по вертикали. «Но граф в том списке было больше, спрашивали, кем работаешь, место, откуда приехал», - сказал свидетель. По его убеждению, в зале при голосовании не было 100 человек: «Я фотографировал, можно пересчитать по лицам людей».
Как сообщил судья Сергей Волосников, коллегия обнаружила в материалах дела только копии списков участников слушаний. Габдулла Исакаев заявил, что, по его мнению, «оригиналы списков суду вообще не представлялись. Оригинал так и не был истребован».
Областной суд решил затребовать подлинники списков и отложил рассмотрение дела до 25 марта.
Общественники группы «Курган-Антиуран» с 2016 года протестуют против разработки месторождения Добровольного в Звериноголовском районе, опасаясь, что это «просто убьет все живое в регионе, так как радиация попадет в реку Тобол». Активисты заявили, что собрали более 10 тыс. подписей жителей Курганской области — противников добычи урана.