Участники петрозаводской школы блогеров в арт-пространстве Agriculture_club 13 февраля учились писать письма политзаключенным. Организаторы школы рассказали, каким должно быть письмо, чтобы оно не подверглось цензуре, и объяснили, зачем политзаключенным нужны письма. Подробности – в материале «7х7».

 

Писать политзаключенным важно

«Сегодня мне рассказали, что многие ведут переписки с политзаключенными и что это очень важно. В политике я мало разбираюсь – мне кажется, что каждый человек должен быть ответственным по отношению к самому себе — и справедливым и сочувствующим по отношению к другим. И при этом не путать эту последовательность. Так что я была бы очень рада стать вашим эпистолярным другом».

Это отрывок из письма Милы из Петрозаводска. Письмо она написала украинскому режиссеру Олегу Сенцову, который был осужден на 20 лет по обвинению в терроризме. На школе блогеров 13 февраля Мила узнала, что Сенцов уже освободился.

Другие участники школы блогеров написали письма российскому гражданскому активисту Константину Котову, единственному фигуранту «московского дела», которого осудили по «дадинской» уголовной статье за неоднократное нарушение законов о митингах; бывшему директору медвежьегорского музея Сергею Колтырину, которого обвинили в развратных действиях в отношении несовершеннолетнего, совершенных группой лиц, и приговорили к девяти годам колонии строгого режима; и карельскому исследователю сталинских репрессий Юрию Дмитриеву, которого обвинили в «насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетнего».

 

Отрывки из писем, которые написали участники школы блогеров

Письмо Сергею Колтырину

«…я живу и работаю в Петрозаводске, по образованию юрист, по профессии управленец, если, правда, есть такая профессия. К сожалению, в своей жизни пока я не нашла свое дело, которым хотела бы заниматься, чем отличаюсь, например, от вас. Уважаемый Сергей Иванович, я хочу поддержать вас в этот непростой период вашей жизни, прошу вас крепиться, сохранять свое здоровье, ни в коем случае не унывать и не отчаиваться. В обвинение против вас я не верю, приговор считаю несправедливым, но, к сожалению, он есть. В последнее время часто размышляю над словами Пушкина: „Нет правды на земле, но правды нет и выше“…»

Письмо Юрию Дмитриеву

«…Пишет вам человек, который никогда и никому не писал письма, никогда не участвовал в общественной жизни, не выражал публично свои мысли и взгляды. Человек, которому сложно называть себя полноценным гражданином своей страны. Зная себя, я точно могу сказать, что никогда не буду участвовать в митингах и кампаниях в вашу поддержку, не буду аплодировать вам в здании суда, не окажу никакую помощь в ваших исторических трудах просто потому, что не смогу. Дай бог, успею съездить в Сандармох до тех пор, пока это место не уничтожат. Я из тех людей, кто сочувствует и сопереживает очень тихо, наедине с самим собой. Я не знаю, есть ли в таком сочувствии и сопереживании хоть какой-то смысл. Наверное, нет никакого. Но раз уж мне довелось написать вам, то скажу: за вашей судьбой следят не только те, кто всегда рядом, пусть и на расстоянии, но и те, кто будто бы живет сам с собой, не обращая внимание ни на что вокруг – нет, в тех одиноких квартирах тоже сочувствуют и сопереживают, даже если в этом нет никакого смысла…»

"Я абсолютно убеждена, что там, где вы сейчас, вас абсолютно быть не должно. И меня окружают люди, которые считают так же, которые следят за вашей судьбой и думают о вас".

Письмо Константину Котову

«…Давно восхищалась вашей деятельностью по поддержке украинских заключенных, о ней я знаю не только из интернета. Я абсолютно убеждена, что там, где вы сейчас, вас абсолютно быть не должно. И меня окружают люди, которые считают так же, которые следят за вашей судьбой и думают о вас. Как вы, наверное, уже поняли, в моей жизни гражданская активность занимает если не основное, то очень значимое место. В остальном же это совершенно обычная жизнь: 56 лет, удаленная работа, семья, муж-единомышленник, любимая собака, друзья и общий фон, на котором это все происходит и который очень мешает радоваться тому, что есть. Сами знаете, мы все сейчас ждем лучших времен, пусть они для вас наступят в первую очередь – это будет справедливо!»

Письма и цензура

Как писать письма политзаключенным? Во-первых, письмо лучше начинать со знакомства. В письме можно рассказать о себе и о том, откуда вы узнали об этом человеке и почему он вам интересен. Можно рассказать о походе в театр или в кино – в изоляции интересно знать о том, что происходит в обычной жизни. В письме не нужно ругать тюремное начальство и власть: все письма проходят через цензоров, и все, что они посчитают лишним, будет вычеркнуто, рассказала дочь Юрия Дмитриева Екатерина Клодт, которая пришла на занятие школы блогеров в качестве эксперта.

– Письма писать политзаключенным очень важно. У многих есть опасение или вопрос: «Зачем писать, если я с ним не знаком?» Я могу сказать, что письма очень важны для человека, который изолирован от общества. Например, мой папа терпеть не может телевизор и не смотрит его вообще никогда, и у него информационный вакуум – человек там сидит и не понимает, что происходит в мире, не понимает, что думают и что говорят люди, а это очень важно знать. И на самом деле рады письмам все, их интересует все, что происходит. Можно писать про природу, про погоду, – рассказала Екатерина.

Она добавила, что в письме можно отправить фотографию, на ней может быть что угодно, даже природа, но на обороте фотографии лучше ничего не писать – цензура их не пропускает. Также в письмах можно отправить стихи, песни или рассказы.

Екатерина Клодт (слева)

Школа блогеров

Школа блогеров в петрозаводском арт-пространстве Agriculture_club существует пять лет. Участников школы учат писать посты в соцсетях на разные темы. На одном из уроков, например, учили, как правильно критиковать власть, чтобы не получить тюремный срок за свои высказывания.

Организатор школы и хозяйка Agriculture_club Наталья Ермолина рассказала, что ее вдохновила статья на «Медузе» о том, как писать письма политзаключенным, и она решила провести мастер-класс на базе школы блогеров в своем арт-пространстве.

– Люди, которые по политическим мотивам арестованы и сидят ни за что, они очень нуждаются в поддержке, чтобы не сойти с ума, чтобы понимать, что то, что они делали, не напрасно. Если есть люди, которые понимают, за что и почему, это придает смысл всей этой жертве. Для меня это такие тихие герои, люди, которые формируют будущее, и для меня важно перекинуть мостик между нормальным сообществом, которое осталось здесь, в то нормальное сообщество, в Русь сидящую, которая нуждается в поддержке. Протянуть материнскую руку помощи, – объяснила Наталья.

Независимое арт-пространство Agriculture club существует в Петрозаводске с 2015 года. Наталья Ермолина вместе с волонтерами проводит там читки пьес, интеллектуальные мероприятия «Умная пятница», выставки на тему феминизма, Agriculture_club организовал и провел Баркемп летом 2019 года.