Конституционный суд (КС) 27 января отправил на пересмотр уголовное дело политзаключенного и фигуранта «московского дела» активиста Константина Котова. Этого его адвокаты добивались несколько месяцев. На решение суда отреагировали в соцсетях множество правозащитников.
Суть дела Котова
Константин Котов — по специальности программист и один из многих московских гражданских активистов, он часто участвовал в акциях протеста, и задержание на акции 10 августа стало для него пятым по счету. До этого он участвовал в сходе в поддержку Азата Мифтахова, в акции «В поддержку нового поколения» у здания ФСБ, в акции в защиту Ивана Голунова 12 июня, после акции оппозиции 24 июля он просидел 10 суток под арестом. Эти задержания легли в основу уголовного дела по 212-й уголовной статье «за неоднократные нарушения на митингах». В его поддержку высказались многие правозащитники, они упирали на то, что по этой статье существует решение КС, который признал, что суду по ней подлежат только те, кто своими немирными акциями принес значительный вред общественному порядку. Адвокат Мария Эйсмонт несколько раз ездила к Котову в колонию во Владимирской области, она описала в своем блоге на «7х7» реалии российской тюрьмы и то, за что заключенные могут понести дисциплинарное наказание.
По 212-й статье осудили архангельского активиста Андрея Боровикова — за участие в несанкционированных акциях ему назначили обязательные работы.
«Не оттепель, а корректировка»
Уральский журналист Дмитрий Колезев вспомнил, что могло привести к такому результату:
«130 тысяч подписей на Change.org, пикеты в Москве, вопрос Антона Желнова на пресс-конференции Путина [президент сказал: «Может быть, я посмотрю. Я услышал: „Котов“»], поручение генпрокурору и вот — отмена приговора Константину Котову, сидящему по «дадинской» статье. Слово «оттепель» уже и говорить неловко, конечно, нет никакой оттепели, а есть небольшая корректировка в одном конкретном случае. Но все же — хороший сигнал и для нового генпрокурора, и для силовиков на местах, и для судов. Ну и большой праздник для всех, кто бился за освобождение Котова».
Хорошая новость и плохая
Политик Дмитрий Гудков попытался проанализировать решение КС:
«Константин Котов - второй в истории России человек, осужденный за неоднократное нарушение правил проведения митингов (212.1 УК). Иными словами, дословно повторяется история Ильдара Дадина, которого также освобождали от срока по 212.1 статье через КС. Суд вновь говорит, что важно доказать причинение вреда, а не сам факт выхода на митинг. Это была хорошая новость. А теперь – плохая: КС в решении вновь говорит, что ничего не имеет против самой статьи 212.1. Это ее применение плохое, а сама статья – хорошая. Статья, наказывающая дважды за одно и то же. Сначала административно, потом – уголовно.
То есть незаконная статья никуда не денется и по ней будут продолжать преследовать людей».
«Дадинская» статья подлежит пересмотру
Гудкову заочно ответил его бывший коллега по парламенту и соавтор закона об ответственности за неоднократные нарушения на митингах Игорь Зотов. Он рассказал «Коммерсанту», что реалии изменились и статью нужно дорабатывать:
«Я думаю, что Госдума отреагирует на замечания Конституционного суда и необходимые уточнения внесут в закон. В то время, когда мы вносили этот закон об ужесточении ответственности, он был необходим. Сейчас ужесточать не надо, уже все принято, что нужно. А вот среагировать на замечания Конституционного суда — никогда не поздно».
Зотов напомнил, что эта статья принималась на фоне украинского Евромайдана.
«С „московским делом“ перестарались»
Правозащитник Павел Чиков напомнил, что Котов — фигурант «московского дела», в котором судам и силовикам было принципиально наказать отдельных участников летних протестов:
«Отмена приговора Котову со ссылкой на Постановление КС по Дадину — это прямое указание, что с „московским делом“ перестарались».
Политолог Екатерина Шульман рассказала своим подписчикам, что стратегия защитников Котова оказалась верной:
«Мы все это время давили на нужную точку: несоответствие приговора Котову предыдущему решению КС по делу Дадина по той же статье УК 212.1 от 2017 года. Дело Котова - худшее, что было в так называемом московском деле, которое не единое дело вовсе. Но, если этот отравленный дротик из него вынуть, весь этот чертов голем развалится окончательно. И статья-упырь 212.1 больше никогда не встанет».
Пересмотр дела в контексте борьбы за Конституцию
Координатор наблюдательского движения «Голос» Виталий Аверин назвал пересмотр дела Котова «символическим»:
«Постановление КС о необходимости пересмотреть дело Котова лишний раз говорит, что нет ничего предопределенного и что борьба за конституционную законность продолжается. Чем вам не аргумент в защиту нашей „мерзкой“ Конституции в ее действующей редакции? Ожидаемое решение с точки зрения конституционной законности. Символическое решение в канун сокращения количества судей Конституционного суда».
«Опытный судья обошел молодого генпрокурора»
Адвокат Сергей Бадамшин посмотрел на решение в контексте аппаратных игр, напомнив, что незадолго до этого Путин поручал новому генпрокурору Игорю Краснову проверить законность приговора Котову:
«Конституционный суд опередил генпрокурора Краснова. [Глава КС Валерий] Зорькин, старый и опытный, красиво обошел молодого и перспективного Краснова в угадывании желаний президента».