Около 400 жителей Кирова собрались 25 января в сквере «Борцам революции» на митинг против строительства завода по утилизации отходов I и II классов «Марадыковский». Участники акции потребовали от правительства России отказаться от проекта и запретить ввоз радиоактивных и промышленных отходов на территорию Кировской области. Мнения протестующих — в репортаже «7х7».
«Без нас нельзя решить, что мы через какое-то время окажемся на койке в онкологической больнице!»
В 11:00 в сквере «Борцам революции» собралось около 400 человек (по данным организаторов, около 1000 человек). Люди беседовали друг с другом и ожидали начала акции. Некоторые разворачивали тематические плакаты. Спустя 15 минут ожидания экомитинг открыл его организатор — гражданский активист Валерий Семенищев. Первое слово взяла многодетная мама Марина Сунцова. Женщина заявила, что власть не может решать экозадачи без разрешения людей.
— Мне очень хочется, чтобы наши дети, правнуки, потомки жили на чистой земле. И сейчас очень многое зависит от нас. Давайте покажем власти, что невозможно без людей решать такие огромные экологические задачи. Без нас нельзя решить, что мы через какое-то время окажемся на койке в онкологической больнице. Ну нельзя! — открыла митинг Сунцова.
Активистка добавила, что протестующие понимают, что переработка отходов нужна, но также «здраво понимают и сколько их привезут» (максимальная мощность объекта составит 50 тыс. тонн отходов I и II классов опасности). В завершение своей речи Марина Сунцова добавила, что производственные процессы на «Марадыковском» остаются закрытыми для общественности.
— Если постучать в дверь и попросить показать, как они что делают, то нам ничего не покажут! Будем медленно умирать. Это страшно и вызывает тревогу у любого здравомыслящего человека, — сообщила она.
Марина Сунцова пришла на митинг с плакатом, который нарисовала ее дочь. На нем была изображена семья на природе в солнечный день и текст «Мы имеем право на чистую землю! И чистую Вятку!».
«Любая поломка, человеческий фактор приведут к экологической катастрофе»
Экоактивистка Елена Чухломина пришла на митинг вместе со своим сыном, который нарисовал плакат с перечеркнутым знаком радиации. За развитием проекта по перепрофилированию «Марадыковского» Елена и ее семья следят с самого начала и постоянно посещают и поддерживают протестные митинги:
— Мы не хотим, чтобы в нашу область привозили отходы из других областей и перерабатывали. Мы были против еще тогда, когда изначально строили завод по переработке химического оружия. Но тогда, к сожалению, не удалось отстоять нашу экологию. Потом власть обещала, что после закрытия завода здесь перерабатывать ничего не будут. Сейчас власть опять нас обманула. Мы видим, что это очень опасно для экологии нашей области, поскольку там, где находится завод, — болотистая местность. Отсюда любая поломка, человеческий фактор приведут к экологической катастрофе, — высказалась Елена.
Женщина считает, что такие заводы нужны, но они должны находиться вдали от населенных пунктов.
Среди выступающих был экс-гендиректор ОАО «Куприт» (компания по переработке отходов, в том числе промышленных), бывший заместитель главы горадминистрации Александр Семакин. Он призвал горожан проскандировать «Стоп ПТК Марадыковский». После в своем выступлении он сказал, что считает каждого пришедшего на митинг свободным гражданином, который любит Россию, Кировскую область и готов бороться за чистую окружающую среду.
Активно скандировали против «Марадыковского» кировчане Константин Стасюк и Ольга Бартова. Они впервые пришли на экомитинг. Оба ощутили, что хотят показать свою позицию «против»:
— Страшно, потому что рядом с заводом [протекает] Вятка и все отходы будут сливаться в реку. Не бывает безотходного производства, я как химик-технолог знаю. Нам не представлена и технология производства. Если бы я мог прочесть описание, то вопросов возникало бы меньше и, может быть, появилась какая-то надежда, — поделился Константин.
«Значит есть, что скрывать!»
На митинг приехала активистка из Слободского района, которая боролась против строительства полигона возле деревни Осинцы, Татьяна Столбова. Она рассказала об опыте протеста слобожан.
— Мы уже практически 4 года твердим о том, что место строительства полигона в Осинцах выбрано неудачно. Но нас никто не слышит. Ни правительство области, ни прокуратура. Обращались и в администрацию президента, но ответов — ноль. <...> У нас есть судебное решение о том, что разрешение строительства полигона, выданное администрацией Слободского района, — незаконно. Но эксплуатация первой карты до сих пор не оспорена, — высказалась Татьяна.
Активистка также выступила против перепрофилирования «Марадыковского».
— Та экосистема подвергалась воздействию опасных веществ несколько десятков лет. Последствия есть, но их намеренно не фиксируют. Это настоящий химический Чернобыль. Сейчас нам нужно искать независимых экспертов и обязательно требовать в судебном порядке проектную документацию для проведения общественной экологической экспертизы. <…> Если вы услышите от сотрудников «РосРАО», что документация не может быть предложена для общественной экологической экспертизы, является коммерческой тайной и интеллектуальным трудом, то это все противозаконно и нарушает наши с вами права. Значит, есть, что скрывать! — высказалась Татьяна Столбова.
Далее с речью к микрофону вышел депутат гордумы Михаил Ковязин. Он усомнился, что в «Марадыковском» будут утилизировать только отходы I и II класса. Он высказал опасения, что на объект будут завозить радиоактивные отходы.
— Вода будет непригодна для питья. Мы можем получить второй Чернобыль. Потому что «РосРАО» занимается сбором, утилизацией и хранением радиоактивных отходов. И эта организация хочет открыть у нас производство, которое по официальным данным будет заниматься только отходами I и II класса опасности? Что будет на самом деле мы не знаем, — высказался Ковязин.
«Нас обманывают, как считаете?»
Завершил серию выступлений организатор митинга Валерий Семенищев. Он отметил, что постановление о перепрофилировании «Марадыковского» было принято без общественных обсуждений.
— Предыстория этого постановления в том, что в 2017 году «РосРАО» уже к нам приезжали и пытались все сделать по закону, с общественным обсуждением. Но у них этого не получилось. Сейчас они решают уже через постановление правительства. Нас не хотят слушать. Говорят, что не будет радиоактивных отходов. Действительно, по проекту это так. Но 4 ноября прошлого года на сайте «РосТендер» был размещен тендер на проведение опроса граждан на захоронение радиоактивных отходов. Скажите, зачем тогда проводить такой опрос? Если планов на ввоз радиоактивных отходов у нас не строится? Нас обманывают, как считаете? — вступил Семенищев.
В ответ организатору акции толпа одобрительно скандировала: «да».
— И само строительство этого ПТК с точки зрения экономики абсурдно. У нас половина отходов I и II класса опасности образуются в Сибири. Хоть один ПТК там строят? Нет! Получается, что практически все отходы повезут в Киров. За тысячи километров десятками тысяч тонн нам будут это свозить. Кто будет за это платить? Мы будем платить, — добавил Семенищев.
В завершении своей речи Семенищев озвучил резолюцию митинга. Активисты потребовали отменить решение правительства о перепрофилировании объекта «Марадыковский» и запретить ввозить опасные отходы на территорию региона, предложили найти альтернативную площадку для размещения ПТК на расстоянии от 300 км от жилой местности. В резолюцию внесли предложение к Заксобранию области о принятии закона, запрещающего ввоз радиоактивных и промышленных отходов I и II класса опасности.
Правительство России 30 апреля постановило выделить бюджетные инвестиции на создание на базе объекта по уничтожению химоружия «Марадыковский», который находится вблизи пгт Мирный Кировской области, предприятие по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности. Согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления», эти классы относятся к категории чрезвычайно опасных и высокоопасных.
Максимальная мощность комплекса составит 50 тыс. тонн опасных отходов в год. Планируется, что он заработает в 2024 году. Всего в России планируется создать семь таких комплексов.
Первые акции против строительства завода в «Марадыковском» начались в Кирове в июне 2019 года. Тогда на митингах жители города и области не знали, что именно собираются утилизировать на объекте. В резолюции митинга 30 июня, которую подписали около 600 человек, его участники также требовали отменить решение о перепрофилировании объекта и запретить ввозить опасные отходы на территорию региона. Они предлагали разместить комплекс по утилизации опасных отходов вдали от населенных пунктов, а «Марадыковский» либо закрыть, либо перепрофилировать в предприятие по производству медикаментов.
Федеральный оператор по обращению с опасными отходами ― государственная компания «РосРАО» ― 18 октября презентовал экспертному сообществу Кировской области технологические решения, по которым планируется работать с отходами на «Марадыковском». Однако требования активистов, выступающих против перепрофилирования комплекса, после этого не изменились.