Председатель правительства Михаил Мишустин вечером 21 января назначил новых министров в свой кабинет правительства, а на следующий день блогеры нашли фото нового министра культуры Любимовой в майке с нецензурной цитатой и заброшенный аккаунт в «Живом журнале» с ее откровенными рассказами. В социальных сетях пользователи поспорили, уместно ли назначать в министры человека с таким прошлым.
Критика футболки
Одним из первых на такой фотофакт из биографии новоявленного министра обратил внимание публицист Олег Кашин, добавив комментарий «Крутая».
Журналист Дмитрий Колезев предположил, что новый министр теперь выступит против запрета на мат в СМИ и культуре. На основе фото стали появляться коллажи с измененной надписью.
Источник надписи на майке блогеры отнесли к вирусному ролику про пенсионера, который жил отшельником в заброшенном деревянном доме; видео, как он «посылает на три буквы» журналистов, было популярно в начале 2010-х годов. Другие посчитали, что авторы изречения - музыканты.
В связи с такой футболкой многие блогеры стали вспоминать матерный анекдот «про прачечную».
Старый «ЖЖ»
Блогеры нашли в «Живом журнале» старый заброшенный автором аккаунт, который вела якобы молодая Ольга Любимова на рубеже 2000–2010-х годов. В нем она писала о своем первом сексуальном опыте, ее аккаунт называется так же, как доза гашиша, девушка пересказывала слухи и байки из журналистского сообщества, анекдоты про Путина, но многих задели высказывания о митингах и культуре. После общественного резонанса она удалила все записи из "ЖЖ", но многие к тому времени успели накопировать ее посты, а отдельные страницы сохранились в веб-архиве.
В частности, о митингах от лица Любимовой писали:
«Вот я хотела абсолютно серьезно и без ****** спросить: а чего вы пытаетесь добиться? Верите ли вы, что вас услышат? Что над вами не ржут в голос на Старой площади [там находится администрация президента]? Я-то просто давно пользуюсь советом психолога. Живу в Москве, в России по принципу, завещанному жертвам насильника: я легла на спину, раздвинула ноги, глубоко дышу, и даже стараюсь получить удовольствие. Я знаю, что не права. А вы пытаетесь биться? И за что?»
"Насколько обаятельной она будет к 9 мая?"
Одним из критиков стал политик Алексей Навальный:
«В ее старых (впрочем, не таких и старых) постах некоторые находят некую милую лихость. Такую панковость. Писала тетка, что ненавидит экскурсии и музеи, а теперь стала министром культуры России. Прикольно же. Типа, живой человек. <...> Ближе к 9 мая она, вся обмотанная георгиевскими лентами, будет объяснять вам, почему это правильно - не пустить ни одного иностранного фильма в прокат в начале мая. Посмотрим, насколько обаятельной она окажется тогда».
Что - нормально, а что - не нормально?
Для другого оппозиционера, Дмитрия Гудкова, цитаты Любимовой стали «последней каплей»:
«Если у нового министра культуры Ольги Любимовой есть фотка с матом на майке – мне норм. Это забавно, и вообще цитата из Коляды. Если у нового министра „ЖЖ“ называется в честь гашиша – я это тоже переживу: чай, не в сумке дозу нашли. Но вот понять, как можно назначить на пост министра культуры человека, который с орфографическими ошибками пишет о лютой неприязни к музеям, театру, экскурсиям, опере, балету, классической музыке и т. д... Хотя уже и это не удивляет».
К одному конкретному тезису Любимовой "прицепился" публицист Сергей Пархоменко:
"Есть одна конкретная глупость, которая мне все же показалась важной и требующей комментария:
„В моем детстве на митинги ходили алкаши и бездельники, там поили водкой“, - пишет министр культуры Ольга Любимова.
Ольга Любимова родилась, как можно теперь прочесть повсюду, 31 декабря 1980 года. То есть ее детство - это не 1960-годы и не 1970-е, когда люди, собравшиеся на Первомайскую демонстрацию по профсоюзной разнарядке, с удовольствием отходили с коллегами и случайными попутчиками в сторонку и в ближайшем дворике не спеша соображали по полстаканчика, занюхивая рукавом или закусывая сырком „Дружба“.
Нет.
Детство Ольги Любимовой — приходится как минимум на начало 90-х. Очевидно, ей зачем-то хочется (или как минимум хотелось), чтобы ее читатели думали, будто на митинг, например 4 февраля 1990 года (отмена 6-й статьи Конституции), и на шествие 24 февраля 1990 года („Так жить нельзя“) ходили алкаши и бездельники, потому что там поили водкой. Это ложь. Что там было в действительности - сколько было участников, какие они были и зачем туда ходили - нетрудно найти в интернете: масса сохранилась и текстов, и фотографий, и даже видео. Просто погуглите. Займет три минуты. Нет, это были не алкаши и бездельники, и они собирались не за водкой. Зачем они собирались - выяснилось 19 августа 1991 года, когда государство рухнуло, а народ устоял".
В защиту министра
Некоторые блогеры и лидеры мнений начали высказываться в защиту Любимовой, потому что такие заметки она написала больше 10 лет назад и ее взгляды с тех пор могли измениться.
Например, депутат Наталья Поклонская попыталась "перевести стрелки" на критиков министра:
"Те, кто сейчас пишет гадости про нового министра, забывают об одном: если хорошенько покопаться в ваших комментариях, постах в соцсетях, фотографиях — тоже можно нарыть много чего интересного... И, если вы займете крупную должность, о которой даже и не мечтали в 15 или 25 лет, поверьте, все это всплывет наружу. Вот в такое время мы теперь живем: интернет помнит все наши слова, невинные выходки в молодости. С этим просто нужно смириться и жить дальше. Когда на каждого есть, смешно сказать, компромат, чего пенять на другого?"
Активист движения наблюдателей за выборами "Голос" Виталий Аверин полемически ответил Навальному:
"Такое впечатление, что Алексей Навальный передумал быть президентом и теперь претендует на пост министра культуры. <...> Хотелось бы, чтобы главный оппозиционер страны не превращался в брюзжащую бабку. И вообще, в прекрасной России будущего не должно быть места министерству культуры. По крайней мере в том виде, в каком оно существует сейчас".
Журналист Дмитрий Колезев заметил, что за обсуждением прошлого Любимовой многие забыли о грядущем изменении Конституции:
"Так уж мы устроены. Десятилетней давности пост в „ЖЖ“ нового министра культуры оказывается интереснее, чем предстоящее перераспределение власти между институтами. Может быть, это было частью замысла. Прикрыть конституционную реформу отставкой правительства. Забить потоком информации оперативку тем, кто интересуется политикой. Изменения в Конституции важны, но вызывают слабые эмоции. За ними не видно человека. Вот если бы сказали уж точно: Путин теперь президент навечно. Тогда бы был повод возмущаться. Тем временем Госдума уже приняла поправки в первом чтении".
Медиаменеджер Демьян Кудрявцев по-своему оценил высказывания министра:
"Министром стал человек, 10 лет назад написавший, что Родина насилует его во все дворы, нет сил сопротивляться и, честно, непонятно, что исправят митинги, на которые выходят (в том числе) нечистоплотные люди.
Министром стал человек, спокойно носящий матерную майку с интернет-мемом, а не бесполые ханжи, создающие списки запрещенных слов для Роскомнадзора.
В этом ЖЖ не нашли итальянских вилл, рублевских пастбищ, детей за рубежом, любовников на яхтах".
Муниципальный депутат из Ярославля Юлия Миронова пожаловалась, что критики министра не оценивают министра за его дела:
"Вот читаю сейчас ленту Фейсбука, и меня подташнивает от „скандалов-интриг-расследований“ в отношении новых членов кабмина. Настоятельно советую всем, постящим это д..мо, осознать и свою зависть, и свой негатив. Осознать! И поменять! Да и, товарищи, какое отношение эта информация имеет к предполагаемым обязанностям этих людей? А где посты с реальными послужными делами новобранцев? Почему нет объективной информации? И почему все так однобоко? Тот самый момент, когда захотелось посмотреть телевизор".
Какие другие заслуги припомнили Любимовой
Кроме постов в "ЖЖ" и нецензурной майки новому министру припомнили ее работу в Минкульте.
И на телевидении. Публицист Виктор Шендерович вспомнил, что она продюсировала одну из самых агрессивных передач на федеральном канале, что и могло помочь ей получить должность:
"Разумеется, не из-за футболки с матерной надписью, фотография которой гуляет по сети, – это валяние дурака, и это на здоровье. Но вот руководство дирекцией социальных и публицистических программ на Первом канале – это уже не шутка. Программа „Время покажет“ как вершина этой публицистики... Не хочется вас огорчать, но телеведущий Шейнин с незабвенным ведром говна выходил в эфир именно под руководством нынешнего министра культуры..."
Ему вторил радиоведущий Михаил Соколов:
"Надо объяснять, что такое „Время покажет“? Лично этим *** прекрасная для ее друзей-защитников Ольга Любимова руководила. Пишут „недолго“. Полтора года - вполне достаточно, чтобы убедиться в эффективности почти ежедневного продюсирования лжи и ненависти. Надо ли объяснять, какой сигнал дал запрет проката „Смерти Сталина“? С этого начала работу в Минкультуры у Мединского по кино. Пишут, что она не принимала решение. А свежее - запретные четыре части „Дау“ - тоже не ее решение? Это все вместе творческая биография менеджера: путь от видеорекламы РПЦ к теле- и кинопиару путинизма. Куда? Увидим".