Днем 4 января владельцы хорьков вывели своих животных на прогулку в Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) со стороны улицы Братиславской. Таким образом группа помощи выброшенным и искалеченным питомцам «Хорьки-Рязань» решила привлечь внимание горожан к проблемам этих зверьков и рассказать желающим об особенностях их содержания. Подробнее — в репортаже «7x7».

Встреча хищников и уцелевшие руки

К назначенному времени (13:00) у входной арки в ЦПКиО начали собираться рязанцы, которые держали на поводках необычных домашних животных — хорьков. Зверьки серебристой, кофейной, пастельной и почти белой расцветок обнюхивали снег и отправлялись исследовать парк — ровно настолько, насколько позволяла длина поводка. Некоторые животные осваивались не сразу, а какое-то время проводили на хозяйских руках или за пазухой. Дрожали всем тельцем. По словам хозяев, это не от холода — из-за перевозбуждения и новой обстановки. 

 

Одни животные были знакомы, потому что живут вместе в семье, другие только познакомились и даже успели позадирать друг друга. Необычная компания в первые же минуты собрала вокруг себя толпу горожан, гуляющих в парке. Они интересовались, что это за «выставка», гладили хорьков, брали на руки, фотографировались с ними и задавали много вопросов. Был только один, на который владельцы зверьков не могли ответить точно: «А ваш хорек не кусается?» Несмотря на «одомашненность», хорек — хищное животное, поэтому неизвестно, как он поведет себя с чужими людьми. На этой встрече зверьков погладили и потискали десятки рук, но домашние хорьки вели себя достойно — все руки остались целы. Только один зверек решил «похулиганить» и забрался в сумку для продуктов в детской коляске. 

 

Стеша, Цаца, Гоша

— Двух первых зверьков мы с мужем взяли для себя, а потом они к нам случайно начали попадать — потерянные, искалеченные, — говорит организатор приюта «Хорьки-Рязань» Елизавета Поздеева. — И мы подумали: значит, нам это дело кто-то свыше посылает. Сначала осенью 2019 года создали во «ВКонтакте» просто группу для хоревладельцев, чтобы могли изучить вопросы содержания и кормления, потом еще одну, «приютскую».

Елизавета Поздеева

Первую потерявшуюся питомицу пришлось вылавливать два дня: супруги прочли в одной из групп «ВКонтакте» о том, что в Дядьково видели ручного хорька. Алексей Тонкачев поехал искать зверька, но первый день поисков прошел впустую. На второй день поймал «потеряшку», разместил в интернете объявление о найденном животном. Почти сразу же позвонила женщина и заявила, что хорька зовут Стеша, что она случайно потерялась и теперь дети очень скучают и плачут. И что она вот-вот заберет зверька, но шли дни, а хозяйка не приезжала, ссылаясь на занятость. Елизавета с Алексеем поняли, что хорька все же не заберут в семью. Так супруги-хоревладельцы впервые оказались в роли «пристройщиков» животного, но тогда еще не задумывались о создании приюта. 

Затем у них появилась Цаца, которую тоже некуда было девать, и ее взяла знакомая Мария Дьяченко, у которой уже был хорек. Цацу вначале пришлось вылечить: она досталась новой владелицей почти лысой из-за того, что прежние хозяева неправильно ее кормили.  

У супругов появились новые знакомые из числа опытных хоревладельцев и владельцев пристроенных ими животных, к ним начала поступать информация о других брошенных зверьках или тех, от которых хозяева пожелали отказаться. Причины разные, чаще всего — нежелание вникать в тонкости содержания или отдавать деньги за лечение всевозможных болячек — последствий неправильного ухода. Поздеевой с Тонкачевым пришлось не просто создать группу помощи «брошенкам», но и организовать настоящий приют: они приобрели два дачных участка на окраине Рязани, купили две бытовки, провели свет и почти насовсем переехали на природу вместе со своими подопечными. 

— Это может показаться смешным, ведь брошенных хорьков не так много, как бездомных собак или кошек, — улыбаясь, признается Поздеева. — Но, раз их кто-то выкидывает или теряет, значит, кто-то должен находить, отогревать, лечить и искать надежных хозяев. 

Алексей Тонкачев (слева)

Сейчас у супругов живет искалеченный постоялец Гоша. По словам прежних хозяев, которые избавились от больного животного, ему сломали диваном позвоночник. Супруги свозили хорька на рентген и выяснили, что к травме позвоночника «прилагаются» застаревшие переломы задних лапок. Из-за этого Гоша не ходит, а ползает. Еще у него лысый хвост и грустные глаза-бусинки.  

 

«20 часов спят, четыре часа хулиганят»

Из разговора хоревладельцев с любопытствующими рязанцами выяснилось, что содержать такого зверька не легче и не сложнее, чем кошек и собак, просто хорьки — другие. 

— Да, хорьки спят 20 часов в сутки, но что они творят в остальные четыре часа! Они залезут в любую узенькую щель, но не смогут выбраться самостоятельно, они своруют и спрячут все, что плохо лежит, и найдут то, что вы действительно давным-давно потеряли. Они хорошо лазают, цепляясь коготками, и засыпают там, где найти их просто невозможно — приходится переворачивать весь дом, — предупредила Поздеева о «хулиганистом» поведении хорьков собравшихся вокруг нее рязанцев. 

 

Мария Дьяченко поделилась наблюдением: оказалось, что хорек легко заражается вирусными заболеваниями, которыми болеют хозяева. Поэтому приходится «оберегать от своего гриппа» не только здоровых членов семьи, но и питомцев. По словам Марии, первый появившийся в семье хорек «преподнес множество сюрпризов», но сейчас, в век доступной информации, справиться с трудностями легко. Главное — делать вовремя все прививки, давать витамины, показывать животное ветеринару. 

Мода на хорьков зародилась лет 20 назад, но тогда дорогостоящего домашнего питомца могли себе позволить далеко не все, и проблемы их содержания широко не обсуждались. Сейчас зверьки доступны по цене почти каждому, отсюда — не все хозяева дорожат «живыми игрушками». Не все готовы к ночным играм или постоянной осторожности — на хорька легко наступить, не заметив его, или же придавить дверью, тем же диваном. 

Еще одна проблема зверьков: обмен веществ в их маленьких тельцах происходит в десятки раз быстрее, чем у человека, поэтому и болезни протекают молниеносно. Зачастую от начала заболевания до летального исхода проходит лишь несколько часов. Так случилось с покусанной собаками одноглазой Софи: в приюте ее вылечили, «поставили на лапы», еще днем 20 декабря зверек чувствовал себя прекрасно, а в ночь умер. В одной из рязанских клиник Софи пытались помочь, и, казалось, все наладилось, но по дороге домой животное умерло. И это — еще одна проблема рязанских хоревладельцев: по их словам, в городе много достойных, компетентных врачей, но нет узких специалистов по хорькам. 

 

Обсудив все эти трудности, хоревладельцы с группой заинтересовавшихся сопровождающих двинулась в глубь парка, чтобы посмотреть на белок и познакомить своих животных с другими рязанцами. Пока неизвестно, решился ли кто-то на приобретение экзотического животного, но телефон организаторов приюта спрашивали неоднократно. Вероятно, кто-то из них решил помочь приюту материально: для консультации Гоши в специализированной московской ветклинике требуются средства. 

Прогулка продлилась примерно полтора часа, и за это время зверьки привлекли десятки рязанцев. Алексей Тонкачев остался доволен: по его словам, прогулка хоревладельцев было пробным мероприятием, в дальнейшем они постараются «изобрести» и другие просветительско-познавательные акции. В конечном итоге они хотят добиться того, чтобы рязанцы перестали относиться к хорькам как к забавным домашним игрушкам и начали подходить к выбору домашнего питомца гораздо ответственнее. 


Рязанское зоозащитное движение зародилось более 10 лет назад — примерно в 2009 году Нина Зотова основала группу помощи бездомным животным «Лучшие друзья». Потом появилась инициативная группа помощи беспризорным покалеченным кошкам и собакам «Спасибо за жизнь», «Зверополис» и многие другие. Зоозащитники проводят совместные выставки беспородных собак и кошек с целью их пристройства к ответственным владельцам, проводят совместные акции с детьми детсадовского и школьного возраста для развития в них чувства ответственности за тех, кто слабее и зависит полностью от своего хозяина.