Рязанские волонтеры очистили от мусора территорию старинной усадьбы Петра Попова. С ними работал и 89-летний старожил усадьбы Анатолий Турбин, который 20 лет защищал усадьбу от сноса.  Подробнее в репортаже «7x7».

 

«Здесь был первый водопровод»

Усадьба Попова — это три деревянных дома №№19, 21, 23 на улице Салтыкова-Щедрина, в самом центре исторической Рязани. Их построили в конце 19 века для генерала Ивана Соболева, потом их купил строитель Московско-Рязанской железной дороги, брат изобретателя радио Александра Попова Петр Попов - здесь он жил с дочерью.  

На втором этаже дома №21 с 1930 года живет Анатолий Турбин. Как большинство стариков, он плохо помнит вчерашние события, но точно описывает то, что происходило 80 лет назад. Например, рассказывает о знаменитом 120-летнем вязе у входа в усадьбу: когда Турбин был маленьким, дерево тоже было молодым — «с мою теперешнюю руку толщиной». 

В первой половине прошлого века никого из рязанцев нельзя было удивить деревянным домом с «кружевными» элементами, но усадьба Попова была удивительной. К трем домам — первым в городе — было подведено электричество, в нем были водопровод и канализация. 

— Задолго до прокладки общего водопровода в нашем доме был первый водопровод. А во дворе был сливной колодец, из которой откачивали стоки, —  сказал Анатолий Иванович и шустро пошел к тому месту, где располагалась сточная яма. — Вот тут и сейчас земля порой проседает. 

 

Он провел экскурсию по усадьбе для пары десятков добровольцев, которые откликнулись на призыв руководства Рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Андрея Петруцкого и Игоря Кочеткова разобрать хлам на территории усадьбы. На 60 «сотках» сохранились уникальные постройки: ледник (холодный погреб), амбар, сараи для коров и лошадей, каретный сарай, несколько летних домиков и беседок. Одни строения разрушены почти до основания, старинные же сараи еще можно спасти, поскольку они были построены из крепких бревен. Но уже покосились настолько, что даже подпорки могут не выдержать, и строения обрушатся. 

Буквально в пяти метрах от этих бревенчатых построек возвышается дом, который в 2007 году возвела «Северная компания». Следующие корпуса должны были появиться как раз на месте усадьбы, и руководство компании через подставных лиц уже скупило несколько квартир в трех домах, но внезапно встретило сопротивление в лице Турбина и рязанского ВООПИиК. Турбин еще много лет после сдачи многоквартирного дома писал во все инстанции о нарушении строительного законодательства — превышении этажности в историческом ядре города, — но никто из чиновников не отреагировал.

По мнению Турбина, по-другому и быть не могло, ведь в этом доме живут представители «высшего чиновничества», а одним из них был главный федеральный инспектор по региону Сергей Яковлев, который 6 июня 2019 года, предположительно, застрелился в цокольном этаже этого дома. 

 

«Продолжение следует»

Приусадебный двор, который заканчивается почти на соседней улице Садовой, был сильно захламлен. Волонтеры шутили, что надеялись найти в этом хламе лампу Аладдина либо какой другой антиквариат. Примерно 20 человек откликнулось на просьбу о помощи, с интересом выслушали лекцию Турбина, переоделись и задумались, с чего начать: фронт работ казался необъятным. Для начала решили разобрать помойку, образовавшуюся в сарае с обвалившейся крышей, и вывезти сухие ветки. Добровольцы нашли среди хлама стертые автомобильные покрышки и разбитые винные бутыли, бампер автомобиля с госномером, санки, ведра, детские куклы и горшки. Все это было сгружено в 20-кубометровый контейнер. 



— Рекламой не занимаюсь, но не могу не сказать, что в наших волонтерских уборках здорово помогает оператор ТКО «Эко-Пронск»: компания по первой просьбе предоставляет контейнеры, после уборки оперативно их вывозит, — рассказал о положительном опыте взаимодействия Игорь Кочетков, — Иначе хлам так и остался бы хламом, только собранным в кучку. 

Все это время добровольцы от души веселились, фотографируясь на фоне скрытых от глаз прохожих 130-летних построек и выгребая «исторический» мусор. Андрей Петруцкий уговорил Турбина сняться рядом с «советским» ковром, заверяя, что «хранитель усадьбы» похож на старика Хоттабыча. 
— Зима на дворе — может, все же на Деда Мороза? — слабо возразил Турбин, улыбаясь в белоснежную бороду. — Я совсем не похож на восточного человека, я рязанский. 

Уборка продолжалась больше трех часов, пока контейнер размером с шестиметровую кухню не наполнился доверху. Для окончательной расчистки усадьбы потребуется еще пара таких же, так что, по заявлению Кочеткова, «продолжение следует».

 

«Рязанцы не понимают, чем обладают»

Ближе к концу уборки защитник рязанской истории Андрей Петруцкий рассказал корреспонденту «7x7», как он недавно видел двух москвичей, фотографирующих старые деревянные дома. Они специально приехали в Рязань из столицы, где уже не осталось деревянной застройки, «чтобы вспомнить детство». 

— Рязанцы просто не понимают, чем они обладают. Это же огромная ценность — подобное деревянное зодчество, оно уже уходит, оно на грани исчезновения. И в Рязани его почти уничтожили. Нам пришлось посидеть долгое время в архивах, чтобы найти все свидетельства о строительстве домов, купле-продаже, — рассказал Петруцкий о работе перед внесением усадьбы в реестр охраняемых историко-культурных объектов региона. 

 

Рязанские градозащитники много лет знакомы с Турбиным, они вместе «отвоевывали» усадьбу от посягательств застройщика. По словам Петруцкого, сделать это удалось только благодаря смене регионального руководства, при предыдущем губернаторе Олеге Ковалеве, вероятно, на территории усадьбы уже возник бы второй корпус дома №15. Петруцкий посмеивается: от рязанцев уже поступают предложения устроить здесь музейный комплекс, но пока это невозможно. Во-первых, квартиры во всех трех домах и участки находятся в частной собственности и для начала государство должно их выкупить. Во-вторых, куда девать 89-летнего «хранителя усадьбы» — оформить живым экспонатом? 

Участники акции с Анатолием Турбиным

— Турбин — настоящая живая легенда, мощный старик, его большая заслуга в том, что усадьбу отстояли. Это настоящий русский человек, пропитанный тем самым патриотическим духом, который не променяет столетний деревянный дом на квартиру — пусть даже самую хорошую. А убираемся мы не ради будущего музея, а хотя бы для того, чтобы все это не гнило в красивом саду, — объяснил он необходимость «воскресника». — Мы сделаем, что сможем. Хорошо бы, чтоб молодое поколение оценило и сохранило, а не разрушило. 

Андрей Петруцкий


То самое молодое поколение — несколько ребят из Рязанского государственного университета — работали ударно и пообещали непременно прийти на следующую уборку. Если только сам Турбин не заупрямится — он пытался помешать выносу на помойку «ковра-самолета» и пары рассохшихся оконных рам, доказывая, что они могут пригодиться в хозяйстве. 


Рязанское отделение ВООПИиК в 2019 году помогло привлечь внимание рязанцев и губернатора Николая Любимова к историческому комплексу Торгового городка, на территории которого в скором времени откроется площадка для свободного творчества. С помощью градозащитников общества рязанцам удалось отстоять от застройки зеленую зону лесопарка. В ноябре при помощи волонтеров они расчистили от американского клена и мусора палисадник дома Банковского на Цветном бульваре — ему грозит окончательное разрушение, но градозащитники решили обратиться в Фонд сохранения исторического наследия «Внимание» блогера Ильи Варламова и попытаться собрать деньги на его восстановление.