Губернатор Тамбовской области Александр Никитин снова пообещал не допустить открытия мусорного полигона рядом с поселком Дмитриевка в Никифоровском районе. Встреча жителей поселка состоялась 18 декабря в районном доме культуры. Люди потребовали от губернатора заставить коммунальную компанию «ТСК» расторгнуть договор аренды на участок под "нанотехнологичным" мусорным полигоном и вернуть землю в поселковый совет. Что ответил глава региона и будет ли над домами возвышаться гора мусора высотой 22 метра — в репортаже "7x7".
Шесть исков к коммунальщикам
Не вводить в эксплуатацию мусорный полигон в Дмитриевке (местные жители называют его "нанополигон"), который Тамбовская сетевая компания (ТСК) построила всего в километре от жилых домов, губернатор Александр Никитин обещал в конце декабря 2018 году на встрече с инициативной группой жителей. Тогда же старую поселковую свалку «Бастион», на которую без разрешительной документации фирма свозила мусор, было решено закрыть и рекультивировать.
После слов губернатора управление топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в 2019 году исключило оба никифоровских полигона из схемы обращения с твердыми коммунальными отходами. Вывозить мусор в Никифоровский район стало запрещено. Однако участок под "нанополигоном" по-прежнему находится в аренде у ТСК. Фирма отказалась возвращать землю в собственность поселковому совету. Не помогли жителям и обращения к президенту. Представители инициативной группы и поссовет подали шесть исков к Тамсбовской сетевой компании, судебный процесс еще не окончен. ТСК в ответ подали иск к Никифоровскому району о возмещении им ущерба на 217 млн руб. Дело по первому иску о фальсификации публичный слушаний никифоровцы выиграли 19 декабря 2019 года в Мичуринском городском суде благодаря адвокату Наталье Фомичевой.
Жители района ждут от губернатора действий
— Он просто не может приехать с пустыми руками, не имеет права! — говорит журналисту «7х7» о приезде губернатора в Дмитриевку местная жительница Татьяна Аверкова. Как и другие участники инициативной группы она встречает односельчан у дома культуры.
— Ничего нет страшнее разгневанных пенсионерок Дмитриевки! — шутит стоящая тут же предприниматель Ольга Четырина. По ее словам, молодежь опасается потерять место работы за выступления против свалки, поэтому в основном приходят люди старшего поколения. Зал рассчитан на 550 человек, все места заняты, и люди становятся в проходах.
«Пока не известно, с какими намерениями прибудет в район Александр Никитин — будет ли в его портфеле документ, свидетельствующий о расторжении договора аренды с ТСК, или он приедет „просто поговорить“. Второе нас категорически не устраивает, разговоров на тему полигона было в этом году предостаточно. Мы ждем от губернатора конкретных действий и выполнения обещаний», — написал один из жителей района в группе «Мусорный полигон Бастион».
"Есть зачинатели этого дела, они будут дальше воду мутить"
Губернатор Тамбовской области Александр Никитин подъехал точно ко времени начала встречи, его сопровождали первый заместитель Олег Иванов, председатель Думы Евгений Матушкин и другие представители власти.
— До тех пор пока Никитин Александр Валерьевич — губернатор Тамбовской области, этот полигон не будет работать, — сказал о себе в третьем лице Никитин.
Не все в зале оценили. Кто-то задал вопрос; «А что потом?» По словам губернатора, он никак не может повлиять на принятое ТСК решение не расторгать договор аренды участка под "нанополигоном", это должны сделать сами дмитриевцы через суд. О встречном иске ТСК на 217 млн руб. к Никифоровскому району Александр Никитин говорить не захотел, так как надеется получить необходимое объективное решение о расторжении договора аренды в суде. Губернатор неоднократно намекал на встрече на тех, кто, по его мнению, в Никифоровском районе намеренно раскачивает лодку на мусорной теме:
— Есть те люди, которые пытаются на этом и подыграть ситуацию. Я тоже это знаю прекрасно, поверьте. И знаю это не по цыганской почте, которая какая-то донесла, а официально, потому что информируюсь в том числе и правоохранительными органами, детально по тому, что происходит в рамках данного достаточно сложного вопроса.
Никитин сказал, что после того, как жители обратились к нему по поводу мусоровозов, свозящих отходы Тамбова и области на свалку «Бастион», в отставку ушли глава района Александр Щербаков и председатель райсовета Валерий Шишкин. Кадровая перестановка все же возмутила никифоровцев, о чем напомнили в зале самые осведомленные — тот же Щербаков, который продвигал мусорный полигон возле Дмитриевки, вырос до руководящей должности начальника управления государственного строительного надзора Тамбовской области.
— Все кадровые изменения необходимые произведены. Вы что, хотите, чтобы я к стенке [Александра Щербакова] поставил, что ли? К сожалению, время не то. Вы хотите, чтобы я вам его на растерзание отдал? Он у вас в доступе в прямом, друзья. Я же приехал с вами не ругаться, ну, дорогие мои друзья! — сказал губернатор.
Люди в зале завозмущались. Никитин не смог точно ответить на вопрос Светланы Археловой, какие действия за год он предпринял, чтобы ТСК расторгли договор аренды. Более того, как заметила Архелова, администрация области выступает соучредителем этой фирмы. Губернатор снова намекнул на то, что некоторые люди всегда найдут, к чему придраться: "Есть зачинатели этого дела, и мы их знаем хорошо, которые будут воду мутить дальше в Никифоровском районе".
Представитель инициативной группы Ольга Четырина рассказала губернатору про нарушения прав всех дмитриевцев при строительстве полигона и складировании мусора на свалке «Бастион», которые в том числе произошли из-за действий начальника управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области Светланы Григорьевой. Жительница была категорически не согласна с утверждением, что она и ее соседи по поселку — купленные провокаторы:
— А [это] меня, наверное, обвиняют. Меня проплатила, наверное, Америка, меня проплатил Навальный или кто там оппозиция, нас проплатили конкурирующие компании, а вот я здесь, обычная баба, <…>, меня тут все знают. Вот скажите, кто меня проплатил?! Нас обманули: нас завалили дерьмом и нам хотят внушить — это дерьмо, боритесь вы сами, — отреагировала на высказывания губернатора Четырина.
Александр Никитин заверил, что он на стороне жителей также решает проблему с полигоном.
— Давайте я ее завтра уволю, Григорьеву, хотите? — предложил губернатор, — Давайте она будет наказана, хорошо. Расторгнут будет договор завтра, если я уволю Григорьеву? Вот я именно с вами здесь. Клясться мне бессмысленно, дорогие друзья, либо верите, либо не верите. Я здесь сегодня с вами для того, чтобы сказать, что я решаю проблему расторжения договора. А если вы хотите жертву дополнительную, я вам обещаю, хотя это не в стиле руководителя, не в стиле моем, но я готов. Если вы считаете, что с завтрашним увольнением Григорьевой проблемы решатся, то это самое простое, что я могу сделать. Приеду и уволю.
Люди не согласились с тем, что нужно снова кого-то увольнять. Их интересовало в первую очередь, что делать, если они проиграют суды, так как им приходится доказывать очевидные вещи, например, что ТСК забил карьеры мусором.
Кто платит за мировое соглашение?
— Александр Валерьевич, а не целесообразно мировое соглашение заключить с ТСК, заплатить деньги и население оставить… — предложила Ольга Четырина и стала развивать свою мысль дальше. — Выставить счет в 217 миллионов рублей бывшему главе Никифоровского района Александру Щербакову и тем, кто стоял у власти?
Александр Никитин ответил, что в случае неблагоприятного исхода в судах заплатить нужно деньги налогоплательщиков из бюджета Тамбовской области:
— Но вы же понимаете, что <…> если в добровольном порядке невозможно расторгнуть [договор аренды], то мировое соглашение предполагает, что область должна заплатить компании деньги, правильно? Ольга Владимировна, правильно я вас понимаю? <…> Если вдруг даже мы суд проиграем (нет у меня сегодня таких оснований полагать), да, область вынуждена будет всех как, извините, вот в том выражении крылатом — мордой об стол. Придется идти на мировое соглашение и искать средства за те безобразия, которые были сделаны здесь. Это не лучший вариант. Да, это в запаснике, да, это в резерве. В любом случае земля останется в поссовете. В любом случае она является собственностью ее. <…> Снять эти все обременения по договору аренды и запустить процесс рекультивации этого участка — вот задача целевая.
«Приехал уговаривать, чтобы мы 22 декабря не вышли на митинг»
Впечатления после встречи с губернатором у никифоровцев были самые разные.
— Да уж [он] на сковородке, — заметила местная жительница.
— Нулевое [впечатление]. Вода. Приехали уговаривать, чтобы мы 22 декабря не вышли на митинг, — сказала другая.
Компания пенсионеров доказывала, что они не агенты госдепа США и от Навального и Ходорковского денег не получали:
— Впечатление у нас благоприятное очень, — сказала член инициативной группы Ольга Четырина. — Мы вынудили Алексадра Валерьевича на весь мир обещать нам (действительно, он второй раз на весь мир обещает нам), что полигона не будет и мы будем смотреть, ожидать, как в судах будет процесс протекать. Раньше он только с инициативной группой встречался, нам обещал, а здесь всему поселку. Да, если суды мы не выигрываем, то будет дополнительное соглашение. Я недаром заикнулась: если в судах мы не выиграем, придется по-любому выплачивать. Он всему народу объявил об этом.
Ольга Четырина призналась, что никакой юридической поддержки в судах администрация Тамбовской области никифоровцам не оказывает.
— У нас ужасные впечатления! — рассказывает Татьяна Аверкова из инициативной группы. — Я сразу сказала, мы ничего не ждали, я уже это чувствовала, я это знала. Но где-то 10 процентов все-таки лелеяла, а вдруг! Суды настроены не на то, чтобы разобраться, истину найти, а на затягивание процесса, уведение в сторону. Мы верим, что справедливость все равно восторжествует. Мы люди старой закалки. Родители верили в коммунизм, а мы верим, нет, губернатору точно нет уже. А в то, что, ну, если оно белое, как сказать, что оно черное? В итоге я верю в то, что суды вынуждены будут сказать то, что есть на самом деле.
Адвокат никифоровцев в судах Наталья Фомичева рассказала, что можно понять требования ТСК взыскать 217 млн руб. с Никифоровского района:
— Я много сужусь с юридическими лицами, я их понимаю. Они сделали проект какой-то инвестиционный, они рассчитали, запросили деньги, им дали, они сделали там что-то. Законно, незаконно — это уже вопрос будем выяснять в суде, но они что-то сделали. В принципе, их понять тоже можно, что они требуют свои деньги обратно. Но тут просто возникает вопрос, что, во-первых, они знали о том, что они делали, а во-вторых, они знали, что они делают это не совсем законно. Поэтому вот здесь понятно, что они заявляют требования, но мое мнение, что это все незаконно, ни требования, ни право собственности, ничего. Но, как все это решится, суд покажет.
В Никифоровке 22 декабря на Первомайской площади администрация Дмитриевского поссовета согласовала митинг районному дому культуры на тему железнодорожного сообщения и движения автобусов. В повестку жители предполагают включить вопрос мусорного полигона. «Народ может все», — сказала член инициативной группы Ольга Четырина.