В Нижнем Новгороде суд по делу экс-главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова допросил как свидетеля марийского предпринимателя Александра Одинцова. Он обвинил бывшего главу региона в использовании служебного положения с целью наживы. Подробнее в репортаже корреспондента «7х7» из зала суда.
Неожиданный свидетель
Представитель стороны обвинения Игорь Потапов попросил суд допросить свидетеля, которого нет в списке заявленных ими ранее свидетелей. Это Александр Одинцов, предприниматель из Марий Эл. По мнению гособвинения, показания этого свидетеля очень важны в этом судебном процессе.
- Это успешный некогда бизнесмен, который постоянно жаловался на меня, в том числе и в СК России написал заявление, - сказал суду Леонид Маркелов. - Он считает, что я как президент республики нанес ему имущественный ущерб, обанкротив предприятие, но на самом деле у него был имущественный конфликт с директором завода «Контакт» Коробейниковым. Сумма спора — 300 миллионов рублей. У него ко мне неприязненные отношения и есть причины для оговора. Его нельзя допрашивать. Сейчас всех, с кем у меня когда-то были конфликты будут приглашать. Всех врагов моих соберите из республики, все будут давать показания.
Судья Марина Дякина постановила заслушать свидетеля Одинцова.
Свидетель Александр Одинцов находился в Замоскворецком районном суде города Москвы, и его допрос шел по видеоконференцсвязи. Он сообщил суду, что знаком с Леонидом Маркеловым с 2002 года, когда тот уже был главой республики.
- Мне сразу сказали, - заявил он, - что, если хочу жить и заниматься бизнесом в Марий Эл, должен «играть по правилам», т. е. выполнять все поручения Маркелова. Они касались в основном к принуждению к совершению невыгодных для меня сделок, связанных с имуществом: заставляли меня продавать имущество по заниженным ценам, а покупать по завышенным. Иначе обещали создать административные преграды для моего бизнеса. Тогда же и начались проблемы с получением лицензии на алкоголь для моего предприятия. Первым делом заставили меня продать им земельный участок возле озера Карась. Я был вынужден подчинится, иначе мог потерять весь свой бизнес.
«Дал команду приобрести „Тепличное“»
Свидетель сказал суду, что неоднократно встречался с Маркеловым и в одну из встреч тот дал ему команду приобрести ОАО «Тепличное».
- Во дает, - не удержался от реплики Леонид Маркелов.
Свидетель рассказал, что у него и группы компаний «Одис», в которой он состоял, не было ни желания приобретать «Тепличное», главным акционером которого на тот момент являлся сам Маркелов через своих доверенных лиц, ни денег на покупку.
По словам свидетеля, его предприятия уже тогда находились в предбанкротном состоянии, но из-за боязни попасть под еще большее административное давление со стороны президента республики Маркелова и угроз он не мог сразу отказать:
- Съездили на предприятие, посмотрели их финансовую отчетность, своими силами сделали аудиторскую проверку. Износ предприятия составлял 70–75 %. Оно находилось также в предбанкротном состоянии и с точки зрения бизнеса было невыгодным. Да у нас и самих не было средств на его покупку. Маркелов об этом знал, он знал финансовое состояние каждой организации, получая данные из налоговой и активно общаясь с местными банкирами. Но он сказал, что ему все равно, что я заработаю на чем-нибудь другом.
Одинцов сообщил, что встречался и с Наталией Кожановой, которую назвал доверенным лицом Маркелова, с которой разговаривал о «Тепличном», сказал, что они встречались втроем - он, Кожанова и Маркелов.
Эти слова вызвали возмущение Кожановой, которая впоследствии сообщила, что «если свидетель говорит, что мы с ним встречались и разговаривали о „Тепличном“, то у меня к такому свидетелю вопросов быть не может. Он целенаправленно оговаривает».
Отвечая на вопросы стороны защиты, свидетель не мог сообщить, с кем он встречался на ОАО «Тепличное» и кто ему показывал финансовую отчетность, предположив, что это была замдиректора Кузнецова. Сообщил, что не видел балансовой стоимости предприятия, а также стоимости имущества, но уверенно заявил, что «Тепличное» находилось в предбанкротном состоянии.
На вопрос, зачем делать оценку бизнеса, если изначально не собирались его приобретать, к тому же если нет свободных средств, свидетель ответил, что Маркелов ему пообещал договориться с банкирами о выдаче кредитов. Но в итоге он предприятие так и не купил.
"Выхода не было, приходилось подчиняться"
Леонид Маркелов задал свидетелю несколько вопросов, в том числе и о политике. В 2001 году Александр Одинцов работал советником тогдашнего главы республики Кислицына, который, по словам Маркелова, был его политическим противником и между ними были конфликты.
На вопрос: "Знаете ли вы что-либо о попытке покушения на меня?" свидетель ответил отрицательно.
Маркелов спросил свидетеля о финансовой ситуации на ОАО «Тепличное» и стоимости имущества. Одинцов настаивал, что предприятие находилось в предбанкротном состоянии, и в качестве аргумента привел тот факт, что в итоге «Тепличное» все же обанкротилось.
- Это было техническое банкротство, - сказал Маркелов. - Криваш уже тогда хотел уезжать.
Отвечая на вопросы подсудимого, свидетель настаивал на своих прежних показаниях, что Леонид Маркелов использовал свое служебное положение с целью наживы:
- Заставляли продавать имущество по заниженной цене. А покупать по завышенной. Это была плата ему [Маркелову] за возможность находиться в Марий Эл и работать. Но выхода не было, приходилось подчиняться...
Леонида Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению в получении взятки в сумме 235 млн руб. По версии обвинения, взятку Маркелов получил от бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам, а посредником была руководитель «Телекомпании 12 регион» Наталия Кожанова.
По делу Маркелова проходит и бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Ираида Долгушева. Ее обвинили в злоупотреблении служебным положением — якобы по ее указанию в министерстве написали несколько справок для холдинга «Акашево», в которых была недостоверная информация. Ираида Долгушева находилась под подпиской о невыезде, пока ее не поместили под стражу, обвинив в давлении на свидетелей. Наталия Кожанова находится в СИЗО, Николай Криваш арестован заочно.
Прямые трансляции с судебных заседаний по делу Маркелова будут проходить в группе «ВКонтакте» и в Telegram-канале «Мариленд».