Кировские экоактивисты потребовали от властей отказаться от планов строительства завода по утилизации опасных отходов на бывшем комплексе по уничтожению химоружия «Марадыковский». Они провели серию пикетов в центре города. Как это было ― в материале «7х7».

Валерий Семенищев

«Нам говорили, что речи о радиоактивных отходах не идет»

В начале декабря экоактивист Валерий Семенищев вышел на одиночный экопикет с плакатом «Кировчане, скажем дружно: „Чужих отходов нам не нужно!“». После акции активиста в местной группе «ВКонтакте» появился пост с предложением к горожанам выходить с одиночными пикетами, чтобы «отстоять свое право на благоприятную окружающую среду». Пост в группе назвали «ПИКЕТ #СтопМарадыковский ДЕНЬ 1». Публикация набрала более 250 лайков.

― Пикеты проводят сами неравнодушные граждане. За этим никто не стоит. Предложение к участию у нас публикуется в группе «За чистую Вятку! Стоп Марадыковский!». Мы помогаем, предлагая свои плакаты. Хотя кто-то делает и свои наглядные материалы. Например, Багир Шарифов и Марина Сунцова немного добавили от себя, а в Слободском плакаты были сделаны самостоятельно, ― рассказал Семенищев.

Активист объяснил корреспонденту «7х7», что «главная цель пикетов ― отмена планов строительства ПТК „Марадыковский“ и передача площадей под безопасное производство»:

― Также следует провести комплексное и честное исследование по влиянию на окружающую среду ранее проводившегося уничтожения химоружия в Марадыково. Об этом говорил в 2015 году доктор физико-математических наук Владимир Чупис. Он более 15 лет руководил ФГУ «ГосНИИЭНП». У нас накопилось достаточно информации, которая ставит под сомнение необходимость строительства ПТК в этом месте. А новость о проведении тендера на оказание услуг по изучению общественного мнения относительно строительства комплексов захоронения радиоактивных отходов I–II классов опасности вообще шокировала. Нам столько говорили, что речи об радиоактивных отходах не идет, а этот тендер говорит о прямо противоположных вещах.

Багир Шарифов

«Причина болезни моих детей может крыться рядом»

На третий день пикетов к акции присоединился предприниматель и активист Багир Шарифов. Он вышел к зданию правительства с плакатом «ПТК „Марадыковский“ ― странный предмет… „Росатому“ нужен, местным жителям ― нет!», а в зубах он держал лист со словами: «Не губи свой дом, чиновник ― Колыму!». Багир рассказал, что после пикета Семенищева в разговоре с активистом предположил, «что в случае если эту боль разделяют и другие лидеры общественного мнения, то было бы неплохо их задействовать». Так, череду пикетов Валерий Семенищев предложил начать Шарифову. А акция стала ежедневным событием местного экодвижения.

― Здесь несколько причин таких пикетов. Во-первых, мои дети глубоко больны аллергией, а родственники онкологией. Во-вторых, я достаточно плотно общался с людьми, которые работали и обслуживали территории в Марадыково. Отсюда есть ощущение, что основная причина моих болезней и болезни моих детей может крыться здесь рядом. Да, свою лепту вносят и «Уралхим», и БХЗ, но, на мой взгляд, этот объект [ПТК «Марадыковский»] имеет наибольшее влияние на экологию нашего Вятского края, ― объяснил причины выхода с пикетом активист. ― Также строительство завода ― это вопрос доверия. В России уже создавались подобные объекты, где преследовались определенные цели. Но потом уходили резко в сторону. Планировали, например, уничтожать отходы I и II категории. А дальше пошли туда какие-то отравные яды радиации, химия и далее. Тут и возникает вопрос доверия. Я не доверяю некоторым представителям действующей власти региона, так как хорошо знаком с их делами и репутацией.

На пятый день экоакция вновь прошла около здания правительства. С пикетом вышел активист Кирилл Писный. Он сообщил, что узнал о пикетах из постов в интернете:

― Думаю, каждый вкладывает в эти пикеты что-то свое. Мое мнение ―  объект в «Марадыковском» не может соответствовать разумным требованиям к безопасности. Там его быть не должно. Проблема и в том, что информации не хватает. Отсюда и все опасения. Опровергать их никто не спешит ничем, кроме пустых обещаний. Решение проблемы кроется в том, что власти нужно подобрать нормальные места для объектов по обезвреживанию опасных отходов. А после обосновать эти места и честно, открыто рассказать о технологиях.

Кирилл Писный

«Есть ощущение, что отходы повезут к нам не только из России»

Неделю одиночных пикетов завершила экоактивистка Марина Сунцова. Она стояла у здания правительства в народном костюме. Об акции активистка узнала из социальных сетей. Обратила внимание, что в пикетах принимают участие известные ей активисты города.

― Мы выходим на эти акции, чтобы привлечь внимание власти и горожан к вопросу переработки отходов в Марадыково. Понятно, что нет никакой логики кроме имеющейся материальной базы на той территории, в переработке отходов именно там. Нужно понимать, что местность не подходит для переработки такого опасного мусора. Стоить вспомнить о пойме реки. Если по химоружию стоял вопрос, что его оттуда именно не вывезти, то с отходами I и II  класса вопрос другой. Их к нам будут завозить. Тут есть еще и четкое ощущение, что отходы повезут к нам не только с России, но и с Европы. У нас главное требование, чтобы все, что связано с Марадыково, забыли как страшный сон, ― сказала Марина Сунцова.

Марина Сунцова


С 30 апреля действует постановление Правительства РФ о создании в поселке Мирном Кировской области на бывшем объекте по уничтожению химоружия «Марадыковский» производственно-технического комплекса по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности. Мощность комплекса ― до 50 тыс. тонн в год. Всего в России планируется создать семь комплексов по утилизации особо опасных отходов.

Первые митинги против строительства завода на «Марадыковском» начались в Кирове в июне 2019 года. Тогда на акциях жители города и области не знали, что собираются утилизировать в «Марадыковском». В резолюции митинга 30 июня, которую подписало около 600 человек, его участники потребовали отменить решение о перепрофилировании объекта и запретить ввозить опасные отходы на его территорию. Они предложили разместить комплекс по утилизации опасных отходов вдали от населенных пунктов, а «Марадыковский» либо закрыть, либо перепрофилировать в предприятие по производству медикаментов. 

Компания «РосРАО» 18 октября представила экспертному сообществу Кировской области технологические решения, по которым планируется работать с отходами на «Марадыковском». Однако требования активистов, выступающих против перепрофилирования комплекса, после этого не изменились.

Отходы I и II классов опасности, согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления», относятся к категории чрезвычайно опасных и высокоопасных.