В Костроме 14 декабря журналист Владимир Кара-Мурза и продюсер Мария Лекух представили документальный фильм «Обязанность — не молчать» о члене Московской Хельсинкской группы священнике храма Воскресения Христово в селе Карабаново Красносельского района Костромской области отце Георгии Эдельштейне. Как прошла премьера — в репортаже «7х7».
Несоветский человек в советском обществе
На премьеру пришли около 100 человек. Во вступительном слове Владимир Кара-Мурза рассказал, что фильм снимался в течение полутора лет при финансовой поддержке предпринимателя Леонида Невзлина. Режиссер поблагодарил героя картины отца Георгия за терпение и назвал его человеком удивительной судьбы, сложной, как век, в который ему выпало жить, несоветским человеком в советском обществе, который всю жизнь не соответствует стереотипам, ценителем свободы, который очень не любит, когда его называют диссидентом, православным сельским священником, которому вернул приход американский президент Рональд Рейган, отцом самого высокопоставленного русскоговорящего израильского политика, человеком, всегда говорящим правду о государстве, преследовавшем его за веру, и о церковных иерархах, которые в этом участвовали, человеком, который всю жизнь считает своей обязанностью не молчать.
— Нам было важно, чтобы первый показ прошел в Костроме — городе, с которым так много связано в жизни отца Георгия, — признался Кара-Мурза.
Никому не говорить «т-с-с!»
Повествование в фильме развивается не по хронологическому принципу, в картине действует иная сюжетная логика. Фильм рассказывает об эвакуации семьи Эдельштейнов из Киева в начале войны и о работе Юрия Эдельштейна на кафедре английского языка в костромском пединституте. О его многочисленных безуспешных попытках получить рукоположение в священники и о восстановлении храма в селе Карабаново. О материальных проблемах семьи настоятеля храма и его вынужденно уволившейся из пединститута жены, о том, как от нужды их спасали продажа редких книг и продуктовые подаяния прихожан. О влиянии на жизнь в Союзе пятого пункта в паспорте и о преследованиях священников со стороны спецслужб. О сотрудничестве церковных иерархов и митрополита Сергия с советским режимом, с КГБ. Об отношении отца Георгия к родине его предков — Израилю.
Вот несколько цитат главного героя картины:
— Я думаю, что из 10 девчонок и мальчишек, с которыми я до 1941 года играл в Киеве в казаки-разбойники или в лапту, сегодня осталось двое-трое. И я среди них.
— Советская власть была плохая. Но наши епископы были хуже, потому что они бежали впереди и были более усердными советскими людьми.
— С КГБ сотрудничали журналисты, писатели, поэты, инженеры, летчики, кто угодно. Но для священнослужителя это наиболее позорно, потому что священнослужитель не может быть двоедушным.
— Еще в детском саду мне говорили: «Т-с-с! Молчи, не говори». И я тогда пообещал не лгать и никому не говорить «т-с-с!»
— Если ты что-то знаешь, ты обязан говорить. Если мы молчим, мы участвуем в том зле, которое происходит в мире. Я обязан сказать, что я думаю, а результаты моего говорения меня совершенно не интересуют.
В фильме звучат воспоминания и комментарии сыновей отца Георгия Юлия и Михаила, его жены Аниты, журналиста Максима Шевченко и бывшего сотрудника совета по делам религий. После показа фильма состоялось его обсуждение.
«За шиворот можно привести только в полицейский участок»
Отец Георгий, увидевший, как и зрители, картину впервые, признался, что хотел, чтобы она называлась «Жил-был поп». Он иронично сравнил фильм про себя с «Повестью о настоящем человеке» Бориса Полевого и попросил собравшихся не аплодировать ему.
На сообщение известного в Костроме эколога Тамары Добрецовой о намерении обратиться к патриарху Кириллу, чтобы из центрального городского парка, где строится храмовый комплекс костромского кремля, убрали памятник Ленину, отец Георгий ответил, что такое обращение бесполезно, хотя саму идею он поддерживает.
На вопрос про его старшего сына Юлия, ушедшего из православия и ставшего иудаистом, священник ответил так: «За шиворот можно привести только в полицейский участок. Я никогда не буду учить других. Я свидетельствую о своей вере и больше ничего не делаю».
Отвечая на вопрос, что нужно сделать, чтобы в России люди жили также благополучно, как в Израиле, отец Георгий привел слова Александра Солженицына: «Люди забыли бога, оттого и все».
Многие зрители обращались к отцу Георгию не с вопросами, а со словами благодарности. Среди них — прихожанка храма в Карабанове, священник, возвращенный в службу после запрещения, и алтарник (помощник) отца Георгия, сравнивший его с волнорезом.
После премьеры в Костроме показ фильма «Обязанность — не молчать» прошел 15 декабря в Ярославле. В Москве фильм покажут 17 декабря в Сахаровском центре, а затем будут показы в Санкт-Петербурге. Авторы фильма намерены сделать переводы на английский язык и на иврит и после премьерных показов выложить фильм в свободный доступ.
Протоиерей Георгий Эдельштейн (Юрий Михайлович Эдельштейн) родился 20 июля 1932 года в Киеве. В 20 лет принял крещение в Русской православной церкви. Работал заведующим кафедрой английского языка Костромского государственного педагогического института. Кандидат филологических наук.
Окончил Московскую духовную семинарию. В ноябре 1979 года рукоположен в сан священника, назначен настоятелем церкви Иоанна Богослова в село Коровино Белгородской области. С 1992 года — настоятель храма Воскресения Христова в селе Карабаново Костромской области, последние четыре года — священник этого храма.
Автор книг «Записки сельского священника» (2005) и «Право на правду» (2016), аудиокниги «Право на правду» (2017), множества статей в газетах и журналах.
Hey, what’s up? В качестве оправдания, почему человек при всем желании не учит английский, часто можно услышать одно и то же. Либо «мне не хватает мотивации (лень)». Либо «у меня нет на это времени». На счет нехватки времени все просто. Читайте про это здесь - https://www.englishdom.com/blog/6-prilozhenij-dlya-izucheniya-anglijskix-slov/