"Муж контролировал весь бизнес"
Бывшая жена экс-главы Марий Эл Ирина Маркелова отказалась отвечать на вопросы суда, воспользовавшись статьей 51 Конституции РФ, которая позволяет не свидетельствовать против себя и родных. Гособвинение попросило суд огласить показания Ирины Маркеловой на предварительном следствии, что суд и сделал.
В этих показаниях свидетель рассказала об обстоятельствах жизни с мужем, характеризуя его как "авторитарного человека, трудоголика, обладающего умеренно-завышенной самооценкой, вспыльчивым, но отходчивым".
По ее словам, в 2005 и 2006 годах, когда она занималась бизнесом в области наружной рекламы, муж предложил ей развивать другой бизнес: в регионе пустовал рынок строительства жилых домов, заниматься которым фактически стала Наталия Кожанова.
Из показаний Ирины Маркеловой следовало, что весь бизнес курировал ее муж, в котором он сам не участвовал: все решения принимал он, а исполнялись они через Кожанову.
Именно Ирина Маркелова была формальным собственником различных организаций, в деятельности которых принимала лишь небольшое участие, например подписывала документы.
По словам Ирины, она не могла ужиться с мужем, и через некоторое время супруги решили расстаться. Развод произошел в 2012 году. Между ними была договоренность, что все бизнес-активы она продаст мачехе Леонида Маркелова Татьяне Маркеловой.
После развода в собственности Ирины осталась квартира и офис. От продажи бизнеса она получила около 39 млн руб., которые впоследствии вложила в новое дело, но неудачно.
На вопрос государственного обвинителя, подтверждает ли Ирина Маркелова свои показания, данные в ходе предварительного следствия в полном объеме, та ответила утвердительно, пояснив их тем, что «когда говорила, что муж контролировал весь бизнес, имела в виду, что она, как жена, всегда с ним советовалась в вопросах бизнеса».
Учитывая, что на суде Ирина Маркелова отказалась от дачи показаний, у стороны защиты отсутствовала возможность задавать ей вопросы.
"Это какое-то шоу!"
Светлана Жукова с Галиной Квасовой рассказали в суде, что занимались скупкой акций предприятия «Тепличное» по просьбе гендиректора Михаила Жукова. Акции они оформляли на самого Жукова и юриста Леонида Маркелова Сергея Чуйкова. Впоследствии акции, как сказал Жукова, ссылаясь на слова Михаила Жукова, должны были перейти в собственность Леонида Маркелова.
Если допрос Светланы Жуковой в суде длился около часа, то допрос Галины Квасовой занял у суда несколько часов. Связано это было с тем, что она, как член ревизионной комиссии предприятия, с уверенностью заявила, что акции компании приобретались именно для Леонида Маркелова, «без ведома которого на «Тепличном» не решался ни один вопрос».
Свои утверждения свидетель основывала на том, что об этом ей говорил сам Михаил Жуков, которому она доверяла, а также ряд сотрудников предприятия. Она также заявила, что «Тепличное» до своей продажи было хорошо развивающимся предприятием, но потом наступил регресс и впоследствии были демонтированы 6 га теплиц. Все эти уверенные высказывания свидетеля вызвали бурю негодования подсудимых, обвинивших ее в лже-свидетельствовании.
- Это какое-то шоу, - возмутился Леонид Маркелов. - Какие конкретно решения я принимал в «Тепличном»? Почему Жуков выбрал именно вас, чтобы делиться самым сокровенным, и почему вы все утверждаете, если только знаете якобы с его слов?
Но свидетель продолжила утверждать, что именно Маркелов поставил условия Жукову об оформлении контрольного пакета акций на свою супругу Ирину. Попав под перекрестный допрос адвокатов и подсудимых, в какой-то момент свидетель полушепотом сказала: «Ох, как меня все достали!»
Леонида Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению в получении взятки в сумме 235 млн руб. По версии обвинения, взятку Маркелов получил от бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам, а посредником была руководитель «Телекомпании 12 регион» Наталия Кожанова.
По делу Маркелова проходит и бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Ираида Долгушева. Ее обвинили в злоупотреблении служебным положением - якобы по ее указанию в министерстве написали несколько справок для холдинга «Акашево», в которых была недостоверная информация. Ираида Долгушева находилась под подпиской о невыезде, пока ее не поместили под стражу, обвинив в давлении на свидетелей. Наталия Кожанова находится в СИЗО, Николай Криваш арестован заочно.
Прямые трансляции с судебных заседаний по делу Маркелова будут проходить в группе «ВКонтакте» и в Telegram-канале «Мариленд».