Комплексы по утилизации опасных отходов, против которых протестуют жители Кировской, Курганской, Саратовской областей и Удмуртии, станут частью федеральной сети. На экофоруме в Кирове представители корпорации «РосРАО» рассказали, как собираются выводить из "тени" скрываемые предприятиями промышленные отходы и какие объекты для накопления опасных отходов еще построят. Подробнее — в обзоре «7х7». 

Форум «Утилизация и рециклинг отходов производства и потребления» в Кирове

Как отходы собираются вывести из тени

На всероссийском форуме «Утилизация и рециклинг отходов производства и потребления», который прошел в Кирове в начале декабря, эксперты высказали единое мнение, что нынешняя система обращения с отходами 1–2 класса опасности неэффективна. По мнению экспертов, предприятия отчитываются о своих отходах в Росприроднадзор формально, занижают их объем и класс опасности, а у ведомства нет ресурсов все это проконтролировать. В результате нет достоверных данных даже о том, какие именно отходы 1–2 класса опасности образуются в стране и каков их объем и уж тем более - куда они деваются.  

«РосРАО», по словам представителей компании, собирается выстраивать эту систему фактически заново и начало разработку государственной информационной системы (ГИС), в которой в автоматическом режиме будут вестись учет и контроль за обращением отходов 1–2 класса опасности. С 2022 года у всех предприятий, согласно закону, будет лишь две возможности утилизировать свои отходы: либо переработать их самостоятельно, либо передать федеральному оператору «РосРАО». Для этого им придется в короткие сроки внести свои данные в ГИС и оформить заявку на утилизацию, после чего оператор получит оповещение и автоматически сформируется типовой договор. Также автоматически будет посчитан и тариф на утилизацию — в зависимости от того, как далеко придется везти отходы.

В корпорации заявили, что не смогут своими силами утилизировать все опасные отходы, которые образуются в стране, поэтому будут договариваться с региональными предприятиями по рециклингу, имеющими соответствующие лицензии, мощности и технику. Данные о них тоже будут занесены в ГИС.

По словам заместителя гендиректора по развитию «РосРАО» Максима Королькова, система учета отходов не ограничится только сбором данных. Она будет интегрирована с информационными системами налоговой службы и Росприроднадзора. Это позволит проводить автоматизированные перекрестные проверки сведений, поданных предприятиями.

- Если образователь отхода вводит в заблуждение федерального оператора, предусмотрены соответствующие санкции, — пояснил он. — Для Росприроднадзора это будет большое подспорье, потому что в эту систему будут заноситься данные по планированию. Легко будет отследить: заявили образование тысячи тонн, в конце года показали 10 тонн, а при этом выручка осталась той же. Все, у вас уже основания не просто заезжать на случайное предприятие, а приехать и проверить по факту.

Такая система, по мнению Королькова, покажет объективную картину обращения с опасными отходами. Это позволит «РосРАО» рассчитывать мощности для утилизации конкретных видов отходов и прогнозировать развитие этой отрасли. Например, в ГИС будут заноситься не только действующие предприятия, но и те, которые только начинают строиться, а значит, количество отходов, которое они будут производить, можно будет просчитать заранее. Данные из ГИС будут использоваться для разработки федеральной схемы обращения с отходами 1–2 класса опасности, которую в 2020 году утвердит правительство России.

Как это реализуют на практике, станет ясно через год. Новую информационную систему планируют запустить в пилотном режиме в третьем квартале 2020 года в нескольких регионах-добровольцах, а с 2021 года ГИС должна заработать официально во всех субъектах РФ.

Максим Корольков (в центре)

Для чего нужны логистические центры

Новая федеральная схема обращения с отходами потребует создания логистических центров для накопления крупных партий опасных отходов и распределения транспортных потоков. В «РосРАО» пока не знают, где будут построены такие объекты: это определят после запуска информационной системы, когда появятся сведения о реальных объемах отходов и их составе.

Руководитель экспертной группы по перепрофилированию объекта «Марадыковский» при Общественной палате Кировской области Виталий Пересторонин предложил наладить в логистических центрах, помимо комплектации, простейшую переработку опасных отходов. Например, кислоты и щелочные растворы проще было бы нейтрализовывать на месте, а не возить их «туда-обратно». В ответ Максим Корольков заявил, что логистические центры не будут типовыми и их назначение будет определяться индивидуально, в зависимости от характера отходов, образующихся на конкретных территориях, и экономической целесообразности.    

Виталий Перестронин (в центре)

Почему «РосРАО» не хочет браться за бытовые отходы

Несколько экспертов на экофоруме высказались за то, чтобы создать на базе бывших объектов по уничтожению химоружия не просто заводы по переработке отходов 1–2 класса опасности, а полноценные экотехнопарки, в которых можно было бы наладить переработку и бытового мусора. По мнению башкирского эколога председателя Объединения предпринимателей по рециклингу отходов Александра Веселова, логичнее было бы не разделять эти потоки, а выстраивать единую систему обращения с отходами всех групп и классов опасности. Тем более что в бытовом мусоре также встречаются отходы 1–2 класса опасности, например ртутные лампы и батарейки.  

В «РосРАО» такой подход считают нецелесообразным.

- Я бы не стал смешивать ТКО и промышленные отходы, потому что это разные объемы, разные технологии, разные системы сбора, разный контроль за —окружающей средой. Нет никакого смысла сегодня в России это объединять, – уверен Максим Корольков. — Да, на Западе есть примеры объединения, но там другая география, другая логистика. Нужно, чтобы две эти сферы друг другу не мешали, самостоятельно развивались, а потом гармонично вписались в общую систему обращения с отходами.

От идеи экотехнопарков в корпорации не отказались, только видят ее реализацию по-другому. По словам Королькова, «РосРАО» готово рассматривать совместные инвестиционные проекты по переработке вторсырья, например пластика или автомобильных покрышек, утилизация которых сегодня не налажена. Площади объектов по уничтожению химоружия позволяют разместить соответствующие производства.  
 


14 ноября по распоряжению правительства России дочерняя компания госкорпорации «Росатом» — предприятие «РосРАО» — стала федеральным оператором по обращению с отходами 1–2 класса опасности. По официальным данным, в России ежегодно образуется около 350 тыс. тонн опасных отходов, из которых перерабатываются только 2–3%. Остальные захораниваются, чаще всего незаконным способом. «РосРАО» в ближайшие годы собирается построить семь комплексов по переработке отходов 1–2 класса опасности, четыре из которых — на площадках бывших объектов по уничтожению химоружия. Каждый из таких заводов рассчитан на переработку 50 тыс. тонн отходов в год. В Кировской, Курганской, Саратовской областях и Удмуртии, где должны появиться первые такие заводы, местные жители протестуют, называя новые предприятия «заводами смерти».