Соловецкий государственный музей-заповедник, большинство объектов которого в 2010 году получила в безвозмездное пользование Русская православная церковь, до сих пор остается бездомным. Строительство нового здания пришлось остановить в 2017 году после вмешательства ЮНЕСКО — она посчитала его искажающим ландшафтно-архитектурный ансамбль монастыря. Проект до сих пор не переработан, а недостроенное здание в 220 метрах от обители местные жители прозвали «коровником». Подробнее о том, что происходит на Соловках — в репортаже «7x7».
"Памятник эпохе"
Полтора этажа без крыши и горы мусора, огороженные накренившимся серым забором — так уже несколько лет выглядит спроектированное в 2014 году новое здание для Соловецкого музея-заповедника. Долгострой, прозванный в народе «коровником», находится в самом центре поселка Соловецкого Архангельской области. На территорию заброшенной стройки может попасть любой желающий.
— У всех на виду в центре поселка такой позор и свидетельство разгильдяйства инстанций, принимающих решения на Соловках, — говорит «7x7» педагог словесности и тьютор петербургского клуба школьников «Дом гнома» Дарья Морозова. — Когда я прошлась по этой недостройке и отправила фотографии маме, она так и сказала: «Это памятник нашей эпохе».
В свободное время Морозова ведет занятия в одной из групп анимационной студии «Да», занимается фольклором и поет в фольклорном ансамбле СПбГУ. Уже четвертый год вместе с коллегами из студии преподаватель делает творческий проект для соловецкого сообщества "Соловки. Мы здесь". Несколько последних зим она провела на Соловках, работая учителем русского языка и литературы 5–6 классов, руководителем в детском саду и пиар-специалистом Соловецкого музея-заповедника.
Все детство Дарьи Морозовой прошло на Соловецком архипелаге, и отношение к происходящему в последние годы на острове у нее особое. Ее мама, архитектор-реставратор, много лет работала в Соловецком музее-заповеднике и больше 30 лет занимается изучением местных памятников. То, что уже пять лет государство не может достроить новое здание музея, Дарья Морозова называет «ужасной ситуацией».
— Здание это отражает отношение властей к музею на Соловках. Если оно появится, это будет подтверждением (для меня, по крайней мере) того, что Соловки в нашем государстве действительно являются вместилищем тайн русской истории, природы и души. Пока очевидно, что это не так для того, что называет себя «государством». И даже то, что тысячи туристов и паломников, на которых зарабатывается огромное количество денег, видят это безобразие, не важно. Они все равно приезжают и все равно оставляют деньги на Соловках. Какая разница, что они видят здесь? И это здание в некотором роде местная достопримечательность. Даже забор убрали — что скрывать? — возмущается преподаватель.
По ее мнению, музею нужно современное здание, которое построено с использованием традиционных и типичных для соловецкой архитектуры материалов — камня, дерева, кирпича.
— Строительство на Соловках всегда происходит долго, когда это касается потребностей местных жителей, — говорит Морозова. — Я говорю так только потому, что осенью очень быстро построили здание для штаб-квартиры АО «Алмаз-Антей», то есть Фонда по развитию и сохранению Соловецкого архипелага [концерн «Алмаз-Антей», выпускающий вооружение для противовоздушной обороны, стал на Соловках генеральным подрядчиком, а Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага — главным заказчиком всех работ]. Мы ждем окончания капитального ремонта дома, в котором живем, уже почти 20 лет... В случае с музеем, правда, потребности музейщиков в новом здании появились только тогда, когда стало ясно, что из стен монастыря неизбежно придется выезжать. То, что это был заказ монастыря и Минкульта, знают все. Вместо того чтобы искать способы объединения усилий разных организаций на маленьком острове (как это, кстати, было в 90-е), стали разделяться и планомерно удалять «ненужные элементы», например музей.
История долгостроя
Музей-заповедник на Соловках появился в 1967 году. Его сотрудники проводят экскурсии по архипелагу, следят за состоянием исторических зданий и памятников культуры, занимаются научной работой. Сегодня это один из крупнейших и ведущих музеев-заповедников России. На его территории расположены самое крупное на европейском севере России языческое святилище, комплекс культовых и погребальных сооружений. Музей также хранит более 1000 объектов культурного наследия в хронологических границах от V тысячелетия до нашей эры до XX века.
Большая часть помещений Соловецкого музея-заповедника — административные и научные отделы, экспозиции, архив, библиотека, конференц-залы, общежития — расположены в зданиях, которые в 2010 году были переданы в безвозмездное пользование Спасо-Преображенскому Соловецкому монастырю. Русская православная церковь хочет использовать эти объекты в религиозных целях.
— В соответствии с законодательством, музеям в таких случаях полагается предоставить помещения, сопоставимые по площади с освобождаемыми, — поясняет «7x7» заведующая отделом учета и хранения объектов культурного и природного наследия Соловецкого музея-заповедника Лариса Петровская. — Для этих целей Министерство культуры России выступило заказчиком строительства нового здания музея, где в трех этажах компактно должно разместиться большинство из необходимых подразделений музея, включая экспозиции, фондохранилище и прочее. Сам музей всегда выступал за минимизацию нового строительства, за использование и приспособление к современному использованию исторических зданий или реконструкцию существующих построек, не являющихся объектами культурного наследия.
В 2014 году, чтобы освободить монастырские помещения, Минкульт России начал строительство нового масштабного музейного комплекса. Правда, как выяснилось позже, во время подготовки работ не было обязательной процедуры оценки воздействия на объект культурного наследия. Осенью 2015 года генподрядчик — московская компания «Архстроймеханизация» — построил фундамент и вбил сваи первого этажа здания — их было видно из любой точки перешейка между Святым озером и бухтой Благополучия. Сооружение, за которым быстро закрепилось народное название «коровник», начали строить всего в 220 метрах от крепостных стен монастыря. В перспективе на этом месте должно было вырасти 10-метровое двухэтажное здание общей площадью более 3 тыс. м².
По словам Ларисы Петровской, расположение для нового здания музея выбиралось исходя из возможностей размещения достаточно крупного сооружения на территории поселка. При этом, уточняет она, нужно было учесть логистику по доставке туристов и паломников к экспозициям, возможность обеспечить здание инженерными коммуникациями и застройку острова Соловецкого.
В 2016 году эксперты Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, побывав на Соловках, потребовали от Министерства культуры РФ остановить строительство музейного комплекса, искажающего, по мнению организации, ландшафтно-архитектурный ансамбль монастыря. Ведомству было предписано демонтировать построенную часть, выбрать для привязки проекта другую площадку и к 1 декабря 2016 года представить соответствующий доклад в Центр всемирного наследия.
На тот момент в проект строительства музея уже вложили около 200 млн руб. (общая стоимость реализации проекта — свыше 700 млн руб.). Угроза лишения Соловков статуса объекта всемирного наследия стоила больше: Минкульт России остановил строительство на острове и вступил в диалог с ЮНЕСКО. В 2017 году проект решили переработать таким образом, чтобы он не нарушал исторический ландшафт: демонтировать второй этаж здания, покрыть крышу газоном, облицевать входные секции карельским гранитом, изменить расположение дорог вокруг строения. Правда, до сих пор не разработана соответствующая документация.
Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации трижды объявляла закупку на корректировку проектно-сметной документации музея. В итоге лишь в октябре 2019 года был определен подрядчик контракта стоимостью почти 9,5 млн руб. — им стало АО «Межобластное научно-реставрационное художественное управление». Организация, основанная еще в 1974 году, сегодня является специальной научно-реставрационной мастерской Минкульта РФ и специализируется на всех видах монументальной и станковой живописи. В конкурсной документации указано, что здание музея будет достроено в 2020 году, но каким оно будет — непонятно.
«Почему-то дороги хорошие сделать не могут»
— Вопрос о том, как должно выглядеть здание музея, должен был решаться путем организации конкурса эскизных проектов, возможно и международного уровня, с общественным и профессиональным обсуждением. Строительство музеев, по моему мнению, — событие национального масштаба, тем более в таком месте, как Соловки. Очевидно, заказчики проекта были ограничены временем и требованием исполнения максимально сжатых сроков по освобождению зданий-памятников, занимаемых музеем, — считает Лариса Петровская.
Местная жительница Светлана Григорьева признается, что голосовала бы против строительства любых новых зданий на острове, которые лишь портят такие исторические места, как Соловецкие острова.
— Здесь достаточно много старых зданий, которые можно использовать под музей, что, например, и сделали для музея ГУЛАГ. Все-таки хочется видеть историческое место в том виде, каким оно было: именно в этом ценность истории. Музей находится очень близко к монастырю и, судя по макету, совершенно не вписывается в общий вид, сильно выделяется. Даже если принимается решение о строительстве нового здания, оно всегда должно вписываться в то место, где его возводят. То есть должен четко поддерживаться общий стиль всего поселка вместе с монастырем, — считает она.
По мнению Григорьевой, на Соловках есть куда вложить государственные деньги и без строительства нового здания музея.
— Почему-то дороги хорошие сделать не могут, а построить абсолютно несуразное громадное здание практически под стенами монастыря считается нормальным. Пару лет назад начали прокладывать водопровод, который в итоге просто закопали под землю и все бросили, разворотив и так не очень-то хорошие дороги. Хотя именно вот здесь стоило бы приложить максимальные усилия и сделать для людей то, что действительно важно. К тому же до сих пор не решен вопрос с тем, что отходы с острова сливаются в бухту Благополучия, то есть в центр поселка, в самое туристическое место на острове. Прямо около Святых ворот монастыря находится зловонный водоем, у которого сотни тысяч туристов фотографируются ежедневно, ежегодно, — говорит Григорьева.
По словам главы сельского поселения Соловецкого Евгения Тютюкова, никто на Соловках никогда не решал, куда потратить бюджетные деньги — решения всегда приходили «сверху», а на месте их просто исполняли.
— Финансирование работ ведется по самым разным направлениям через Министерство культуры и Министерство строительства, со следующего года все деньги пойдут через Фонд по сохранению и развитию Соловков, будут прямые субсидии из федерального бюджета. Тогда фонд будет решать, что для него первоочередными задачами является, а что — нет. Нужно принять решение, что мы делаем: строим ли на этом же месте, перестраиваем здание, либо мы вообще про это место забываем, сносим то, что имеем, и строим новое здание на новом месте, либо приспосабливаем здания в поселке, которые есть, — говорит «7x7» Тютюков.
Главное, что, по мнению чиновника, нужно Соловецкому, — это ликвидировать долгострой, негативно влияющий на облик поселка и представляющий собой опасность для местных жителей:
— Доступ туда не закрыт, там гуляют дети, любой желающий может зайти. В Архангельской области уже бывали случаи, когда на подобных объектах гибли люди, не хотелось бы, чтобы это случилось у нас. Для поселка важно, чтобы объект либо достроили, либо снесли вообще и благоустроили эту территорию.
Реклама. Ремонт квартир под ключ. По официальному договору, с гарантией 3 года! Все подробности на этой странице.