Нижегородский районный суд по делу экс-главы Республики Марий Эл Леонида Маркелова допросил 21 ноября в качестве свидетеля Дмитрия Жукова, сына бывшего гендиректора предприятия «Тепличное» Михаила Жукова. Маркелов прокомментировал слова свидетеля. Подробнее в репортаже корреспондента «7х7» из зала суда.

Об убыточности «Тепличного»

Взятка экс-главе республики Маркелову, по мнению следствия, выразилась в том, что он вынудил бизнесмена Николая Криваша купить принадлежащее Маркелову якобы убыточное крупнейшее в республике предприятие по производству овощей в закрытом грунте «Тепличное» в обмен на покровительство при получении субсидий на развитие бизнеса. Поэтому главный вопрос к Михаилу Жукову был таким: "Тепличное" было убыточным предприятием или нет?

Свидетель, работавший в "Тепличном" заместителем директора по развитию с 2009 по 2011 год, сказал, что бы вынужден уйти из компании, поскольку она "разваливалась", об этом ему сообщил его отец, работавший ее гендиректором, но Михаил Жуков проработал в "Тепличном" еще 2 года. Он рассказал, что в период с 2014 по 2016 годы финансовое состояние компании ухудшилось, а отчетность за 2013–2014 годы не соответствует действительности.

Суд вынужден был прервать допрос Жукова, так как у него что-то случилось в семье, поэтому допрос перенесли на 26 ноября.

Леонид Маркелов сказал "7х7", что, по его мнению, Жуковы наживались на "Тепличном" с помощью дочерних фирм, а "когда их за задницу схватили, то решили от них избавиться". 

Криваш против Егошина и самоубийство Егошина-младшего

После этого судья Марина Дякина предоставила Леониду Маркелову право заявить ходатайство. «Ходатайствовал» подсудимый около 40 минут. Он рассказал суду об истинных, по его мнению, мотивах произошедших событий и "лже-свидетелях, на которых построено обвинение".

Говорил и об Александре Егошине, который с января 2001 года по сентябрь 2015 года работал министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, был первым заместителем главы региона и, по словам Маркелова, неоднократно самоустранялся от выполнения своих должностных обязанностей, считая, что его «угнетают как представителя коренного населения».

Маркелов заявил, что Егошин оговорил его и связал это с самоубийством сына Егошина — Дениса, который, по словам Маркелова, был с Николаем Кривашом бкак шерочка с машерочкой», и что у них был общий бизнес, которому покровительствовал Егошин-старший.

Маркелов сказал, что Криваш с Егошиным-младшим взяли 60 гектаров земли, но что-то пошло не так, и они поссорились, когда на предприятии было похищено более 40 млн руб. Старший Егошин считал, что Маркелов в этом споре должен был встать на сторону семьи Егошиных, но, по словам Маркелова, он отказался выступать на чьей либо стороне и заявил им, чтобы «прекращали свои коррупционные дела». После этого сын Александра Егошина покончил жизнь самоубийством.

О хозяевах "Тепличного" Жуковых

По словам Леонида Маркелова, Михаил Жуков сам уволил из «Тепличного» своего сына, сообщив Маркелову, что «не может больше терпеть его художества». Подсудимый рассказал, что Жуков якобы незаконно приватизировал «Тепличное», а затем создал ряд дочерних предприятий.

Например, нефтебаза, которая покупала горюче-смазочные материалы, делала наценку и продавала ГСМ тому же "Тепличному". Когда об этом стало известно, Дмитрия Жукова уволили, а Михаил Жуков просил Маркелова "не сажать сына".

- Он мне предлагал стать акционером предприятия, - рассказывал в суде Маркелов о предложении Жукова приобрести «Тепличное», поскольку сам он заболел. - Предприятие некому было передать, а своему сыну он не доверял и боялся, что «Тепличное» могут просто отобрать.

В итоге он убедил жену Маркелова Ирину приобрести предприятие, а на вырученные деньги купил внукам четыре квартиры в элитном доме на улице Советской и еще два года работал генеральным директором «Тепличного», пока не умер в 2013 году.

Со слов Маркелова, в период 2013 по 2016 годы «Тепличное» активно развивалось и наращивало темпы производства, будучи монополистом в сфере производства сельхозкультур в регионе.

Маркелов заявил, что никаких поручений о написании писем в банк он не давал, так как в то время встречался в Сочи с президентом Путиным и готовился к вступлению в должность главы республики, никакой прямой телефонной связи между его кабинетом и домом правительства не было. Он попросил суд выяснить все эти обстоятельства, ибо, по его мнению, они построены лишь на ложных показаниях свидетелей.

Суд отклонил ходатайства подсудимого.

Свидетель Подольский - «Тепличное» было продано Маркелову

Суд допросил и свидетеля обвинения Анатолия Подольского, генерального директора АО «Регистратор Интрако» (Марийский филиал).

Он рассказал, что реальным руководителем «Тепличного» длительное время был его гендиректор Михаил Жуков, который владел контрольным пакетом акций предприятия (62%) через подконтрольные ему дочерние фирмы «Теплица-1». «Теплица-2», «Саска».

Подольский вспомнил, как Жуков ему рассказывал, что предприятие «Тепличное» он продает именно Леониду Маркелову, оформляя акции предприятия на его жену Ирину. На вопрос Леонида Маркелова свидетель ответил, что ему ничего неизвестно о том, что предприятием интересовались предприниматели из Нижнего Новгорода, Москвы, местный бизнесмен Николай Криваш и люди из руководства МВД республики.

Комментируя слова свидетеля о наличии у Жукова контрольного пакета акций, Леонид Маркелов назвал их ложью, сказав, что, по его данным, Жуков продал Ирине лишь 26 акций, а остальные акции она купила у миноритариев.


Леонида Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению в получении взятки в сумме 235 млн руб. На тот момент президент Путин уже освободил его от должности главы республики. По версии обвинения, взятку Маркелов получил от бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам. По версии следствия, посредником была руководитель «Телекомпании 12 регион» Наталия Кожанова.

По делу Маркелова проходит и бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Ираида Долгушева. Ее обвинили в злоупотреблении служебным положением. Как утверждает следствие, по ее указанию в министерстве написали несколько справок для холдинга «Акашево», в которых была недостоверная информация. Ираида Долгушева находится под подпиской о невыезде, Наталия Кожанова в СИЗО, Николай Криваш арестован заочно.

Верховный суд России по ходатайству Генпрокуратуры решил, что рассматривать дело Маркелова необходимо за пределами Марий Эл. По мнению суда, в республике судебному разбирательству мешали бы связи бывшего руководителя региона. Прямые трансляции с судебных заседаний по делу Маркелова будут проходить в группе ВКонтакте и в Telegram-канале «Мариленд».