Фигурант дела «Сети»* Дмитрий Пчелинцев пошел на 12-й день голодовки, которую объявил 11 ноября. Он требует заново расследовать его заявление о пытках в следственном изоляторе, где сотрудники ФСБ якобы заставили дать его признательные показания, которые легли в основу обвинения.

22 ноября Дмитрий Пчелинцев накануне очередного судебного заседания пожаловался «7х7» на плохое самочувствие. Для того чтобы встать, он сначала свешивает ноги, потом опускает голову и ждет, когда исчезнут темные круги в глазах. Пчелинцев подтвердил свое намерение держать голодовку до начала расследования о пытках. Вместе с ним не принимают пищу другие фигуранты дела «Сети» Максим Иванкин и Арман Сагынбаев. Сагынбаеву в ночь на 22 ноября вызывали в СИЗО скорую помощь.

«Нужно было признавать вину, чтобы меня больше током не били»

Предыдущую проверку по своему заявлению о пытках Дмитрий Пчелинцев называет формальной. Первый раз, по словам обвиняемого, его пытали 28 октября 2017 года в следственном изоляторе. Это делали несколько человек в масках. По предположению Пчелинцева, они были сотрудниками ФСБ. Пытки, утверждает он, проходили в режимном корпусе СИЗО №3, где нет арестантов — таким образом, никто не мог слышать криков.

— Меня заставили раздеться до трусов, привязали к лавочке скотчем, вставили в рот кляп, к большим пальцам ног примотали клеммы проводов, несколько раз ударили током и сказали, чтобы я отвечал на их вопросы, — рассказал суду Дмитрий Пчелинцев. — Если я не помнил обстоятельств или говорил, что это неправда, меня били током.

По словам Пчелинцева, он согласился давать «правильные ответы» после того, как с него начали снимать трусы и пообещали присоединить провода к гениталиям.

— Я сказал: «Окей. Буду говорить что надо». И на те вопросы, на которые я раньше отвечал, что это неправда, я говорил: «Да-да, так и есть».

Текст протокола допроса, по словам фигуранта дела «Сети»*, следователь ФСБ Валерий Токарев распечатал заранее.

— Мне нужно было признавать вину, чтобы меня больше током не били, — сказал на суде Дмитрий Пчелинцев. — Но то, что там было написано, это была просто жесть.

По словам Пчелинцева, он даже не понимал, кто фигурирует в его «правильных показаниях» под кличками «Рыжий» и «Митя». Только потом выяснилось, что следствие имело в виду Максима Иванкина (в быту Пчелинцев называл его «Максом» или «Масяней») и Михаила Кулькова.

Кто стоит за кличкой «Илья», Дмитрий Пчелинцев не понял до сих пор:

— Сначала я думал, что они пишут про [Илью] Шакурского. Но потом дальше прочитал, и там про Шакурского что-то другое есть. Так я понял, что этот Илья, видимо, не Шакурский.

Что написано в протоколе допроса

Из признательных показаний Дмитрия Пчелинцева и обвинительного заключения следует, что он узнал про организацию «Сеть»* на московском фестивале для вегетарианцев, где некий Илья проводил тренировку по вскидке оружия.

— То есть мы приезжаем на фестиваль, где вегетарианцы тусуются, и там какой-то парень проводит тренировку по вскидке оружия со страйкбольным приводом, — подытожил для суда Дмитрий Пчелинцев. — И этот парень говорит мне: «Слушай, а вообще-то, существует такая вот „Сеть“*, и я, кстати, анархист». Это, по-моему, вообще никак не связано с конспирацией [о которой говорит обвинение]. Это полная чушь.

Пчелинцев обратил внимание на несоответствие его признательных показаний обвинительному заключению. Из протокола допроса следует, что он согласился стать тактиком «Сети»*, хотя в обвинительном заключении Пчелинцев называется создателем и организатором. Он также рассказал суду, что не собирался поддерживать народные волнения, которые могли начаться накануне выборов президента России в марте 2018 года, поскольку далек от политики, никогда не участвовал в выборах и даже не знал, когда они будут. По словам Пчелинцева, в марте 2018 года он должен был находиться вместе с женой и друзьями в Индии и заниматься йогой.

Обвиняемый также заявил, что его слова не стыкуются с тем, что вносил в протокол следователь. К примеру, в протоколе Пчелинцев говорит, что в подгруппу «Восход» входили Илья Шакурский и несколько мужчин, имен и кличек которых он не знает. При этом в следующем предложении указано, что в подгруппу «Восход» входил некий Гриша или Егор.

По словам подсудимого, 8 ноября 2017 года его снова избили в СИЗО, а 9 ноября отвезли на новый допрос:

— И в этих новых показаниях, откуда ни возьмись… Как я мог забыть, что у нас в группе существует еще такой Близнец [Андрей Чернов], который является якобы связистом? Ну как я мог забыть об этом [на первом допросе]?! А я и не забыл. Я просто не знал даже, что мне говорить.

По словам Пчелинцева, все его последующие признательные показания практически похожи друг на друга. Они содержат даже одинаковые орфографические и пунктуационные ошибки. Из свежей информации там только новые фамилии и клички, которые добавляются через запятую. Его адвокат Оксана Маркеева подсчитала, что каждый протокол допроса состоит из 36–37 абзацев. При этом 28 абзацев, по ее словам, полностью совпадают, вплоть до ошибок. Пчелинцев заявил суду, что вынужден был подписываться под этими словами для избежания пыток.

Как расследовались пытки

Первое заявление о пытках Пчелинцев написал 1 февраля 2018 года по совету нового адвоката Олега Зайцева. На допросе 8 февраля 2018 года Пчелинцев сообщил о пытках следователю и отказался от ранее данных признательных показаний. 10 февраля обвиняемого, по его словам, снова пытали. Доследственная проверка завершилась безрезультатно спустя месяц после подачи заявления. В ходе нее не проводилось медицинское освидетельствование и не изымались записи с камер видеонаблюдения в СИЗО, утверждает защита. Замглавы военного следственного отдела СКР по Пензенскому гарнизону Меркушев, который отказал в возбуждении уголовного дела, приходится другом следователю ФСБ Токареву, утверждает Пчелинцев: они, по словам обвиняемого, вместе играют в футбол и «тусуются».

Из материалов проверки также следует, что опрошенные сокамерники Дмитрия Пчелинцева факт пыток не подтвердили. В этой связи подсудимый Пчелинцев напомнил суду, что все время сидел в одиночной камере и никаких сокамерников у него быть не могло.

Отказ в возбуждении уголовного дела о пытках защита Дмитрия Пчелинцева обжаловала в Пензенском гарнизонном военном суде осенью 2018 года. Суд рассматривал жалобу в закрытом режиме: журналистов и родственников на заседания не пускали.

— Это был просто цирк, — вспоминает Дмитрий Пчелинцев. — Потому что руководитель военного следственного отдела СК Папшев останавливает судью и говорит: «Огромная просьба к суду осекать адвокатов, чтобы они не переходили на личности. Я, как боевой офицер, не привык, чтобы меня оскорбляли. Вы утверждаете, что мой заместитель производит какие-то незаконные действия, даете оценку тому, что не входит в ваши полномочия. Это граничит с оскорблением». То есть мы подали жалобу, что следователь не сделал того-то и того-то, а нам говорят, что это оскорбление.

На том же процессе защитник попросил записи с камер видеонаблюдения в СИЗО, а следователь Меркушев сказал, что они хранятся всего месяц и их стерли. Пчелинцев считает, что это неправда. Подтверждением этому, по его словам, является фильм «Опасная Сеть», показанный по НТВ. Ленту сняли через полгода после того, как Пчелинцева, по его словам, пытали первый раз. Из-за пыток подсудимый пытался покончить с собой в камере СИЗО, этот эпизод был продемонстрирован в фильме НТВ.

Доказательства пыток

Очевидными доказательствами пыток Пчелинцев назвал свои зубы, которые сломались о кляп во рту. Также он утверждает, что сохранились электрометки на больших пальцах ног. В этой связи Пчелинцев обратился к суду с ходатайством о назначении судебно-медицинской экспертизы.

— У меня на пальцах остались рубцы от проводов, — заявил Пчелинцев. — На одном пальце это впадина, а на другом — выпуклый рубец. Такое наблюдается в случае пыток электрическим током. Если вогнутый рубец — там был «минус», а где выпуклый рубец — там был «плюс».

Он попросил приобщить к материалам уголовного дела схему камеры, в которой его пытали, а также вызвался показать там следы своей крови.

— Давайте попробуем установить, откуда я знаю, как выглядит камера, — предложил он Центральному окружному военному суду. — Пожалуйста, изобличите меня во лжи, если у вас есть такая возможность. Но откуда я это знаю, если [по документам] я там никогда не был?

После этого Дмитрий Пчелинцев упрекнул гособвинителя Сергея Семеренко в том, что тот полгода слушает о пытках, но так и не отреагировал на эти сообщения о преступлении. Судья Юрий Клубков попросил воздержаться от оскорбительных высказываний.

— Оскорбление — это то, что я здесь сижу два года, — ответил Дмитрий Пчелинцев. — Я знаю, что не совершал преступления. И я знаю, кто совершал преступление. И эти те, кто совершал преступления, они не сидят. Они ездят на BMW с откидных верхом, и у них все прекрасно. А я сижу в одиночной камере, где у меня вместо туалета дыра в полу. Вот это оскорбление. И это оскорбление не мне. Это оскорбление вообще всей демократии, просто оскорбление Конституции. Потому что Конституция, которая мне права гарантирует, просто проигнорирована.


Дело «Сети»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года, по нему задержали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Судебные процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно. Подсудимые не признали свою вину и заявили, что дали признательные показания под пытками. На заседании 7 ноября Илья Шакурский попросил суд приостановить процесс до нового расследования пыток. Трое подсудимых — Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин — 11 ноября объявили в суде голодовку до новой проверки по пыткам.

*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.