Сайт с рассказами о предполагаемом насилии со стороны фигуранта дела «Сети»* Армана Сагынбаева создали в начале ноября четыре девушки, с которыми у него ранее были близкие отношения. По их словам, он не предупреждал их о своем положительном ВИЧ-статусе, принуждал их к близости и унижал их. Мать Армана Сагынбаева Елена Стригина усомнилась в рассказах девушек и предположила, что их действия могут расколоть сообщество тех, кто поддерживает обвиняемых. Подробности — в обзоре «7x7».
Версия девушек, заявивших о насилии и заражении
Сайт с подробностями личной жизни Армана Сагынбаева появился 9 ноября 2019 года. Сначала на нем были четыре истории девушек, которые заявили, что пострадали от отношений с ним. За трое суток список заявивших о заражении ВИЧ пополнился еще двумя именами. Одной из девушек, как утверждается на сайте, «в период отношений с Арманом Сагынбаевым еще не было 16 лет». Как сообщается на сайте, цель публикации — предупредить об опасности других девушек, с которыми Арман Сагынбаев продолжает общаться по переписке и якобы активно предлагает вступить в брак. Ясна Исхаки, которую он позвал замуж в сентябре 2019 года, написала на своей странице в Facebook о подготовке коллективного иска в адрес Сагынбаева.
Вся информация о поступках Армана Сагынбаева и ВИЧ-статусе девушек подтверждается только их рассказами. Косвенно их версию поддержала Александра Аксенова, участница кампании помощи политзаключенным Rupression и жена фигуранта по делу «Сети»* Виктора Филинкова. На своей странице в Facebook она написала, что может подтвердить «большую часть написанного в тексте девчонок», так как «видела, как он относится к своим партнеркам» и лично знает девушек, якобы заразившихся от Армана.
«Очень жаль, что в контексте нашего дела приходится решать подобные моральные дилеммы, — написала Александра Аксенова. — Очень жаль, что в среде политических заключенных всплывают такие чудовищные истории. <…> При всем этом, я хочу сказать, что фабрикация дела «Сети»* возникла не из-за половых похождений Армана. В маховик репрессий попадают не только люди с прекрасной и чистой репутацией, и мы должны понимать это. Я не вправе ставить под сомнение факт пыток и фабрикации — именно это ключевая позиция помощи Арману. Если пытали и фабриковали против Виктора и остальных, то и против Армана».
Оценивая перспективы коллективного иска, Александра Аксенова напомнила, что «дела о насилии и намеренном заражении в России не заводят даже с настырной подачи заявления в полицию, не то что с поста в „Фейсбуке“».
Ясна Исхаки на своей странице в Facebook сообщила, что в случае давления со стороны родственников и адвокатов Армана несколько девушек готовы подать иски об инфицировании. В подтверждение своих слов она предоставила редакции «7х7» две видеозаписи. На одной из них полуобнаженная девушка плачет на балконе и отвечает на вопросы двух парней. Судя по голосу, одним из них предположительно является Арман Сагынбаев. На другом видео эта же девушка стоит без бюстгальтера и закрывает лицо рукой. Девушка упрекает молодых людей: "Вы что совсем [одурели]?". Второй мужской голос за кадром говорит, что снял с нее футболку, помочился на нее и готов постирать. В конце записи слышен тихий женский плач. По мнению Ясны Исхаки, оба этих видео содержат сцены насилия Армана Сагынбаева над своей подругой из Новосибирска. Девушка, о которой идет речь, говорит, что не инфицирована ВИЧ.
По словам Ясны Исхаки, других видеозаписей со сценами насилия в ее распоряжении нет, но еще одно интимное видео якобы есть у другой девушки. Там тоже нет сцен насилия, но она считает, что этого видео уже достаточно для привлечения Армана Сагынбаева к уголовной ответственности, поскольку его партнерша не достигла возраста согласия (14 лет). Эту запись девушки готовы продемонстрировать только по требованию суда.
Позиция жен фигурантов дела «Сети»*
В своей публикации Ясна Исхаки говорит про опасность, которую Арман Сагынбаев продолжает представлять для других девушек, которые переписываются с ним. В частности, по словам Ясны, подсудимый звал ее в жены и предлагал физическую близость в комнате длительных свиданий. Тем самым он якобы может передать ВИЧ-инфекцию другим девушкам.
По словам Елены Куксовой, ее муж два года находится под арестом, и за это время она ни разу не встречалась с ним в комнате длительных свиданий, так как такой комнаты в пензенском СИЗО нет. Жена другого фигуранта Ангелина Пчелинцева согласилась, что длительные свидания на этапе следствия и суда были невозможны. Но она при этом отметила, что уже скоро будет вынесен приговор. После того, как подсудимые окажутся на свободе или в колонии, длительные свидания с девушками станут возможными. Поэтому Ангелина Пчелинцева разделяет опасения по поводу безопасности девушек, ведущих переписку с Арманом Сагынбаевым.
Пчелинцева рассказала, что была знакома с Сагынбаевым до его ареста, знала его девушку и неоднократно слышала истории, попавшие теперь в интернет.
– Девчонки очень долго собирались это все написать, и сделали это для предупреждения других девушек, – сказала Ангелина Пчелинцева.
По ее наблюдениям, многие люди все-таки отделяют личную историю Армана от дела «Сети»*. Поэтому она надеется, что «негативного эффекта не будет». Елена Куксова обратила внимание, что информация о ВИЧ-статусе Армана Сагынбаева появилась в СМИ почти год назад. Впоследствии по просьбе адвокатов самого Сагынбаева сведения о его заболевании были удалены из публичного доступа.
Сама Ясна Исхаки ссылается на открытый телеграм-канал для вегетарианцев, где еще до ареста Армана в 2017 году публиковались предупреждения о его ВИЧ-статусе и его неблаговидных поступках. Там же появлялись и истории, вышедшие в ноябре 2019 года на сайте «Арман Сагынбаев. Рассказы попавших в сеть». По мнению Елены Куксовой, все это давало возможность найти правду тем девушкам, которые испытывали симпатию к Арману и вступали с ним в переписку. Ясна Исхаки, активист проекта «Сказки для политзаключенных», в своей публикации написала, что сблизилась с Арманом на почве веганства.
Позиция матери Армана Сагынбаева
Мать Армана Сагынбаева Елена Стригина считает опубликованную информацию недостоверной. Она передала редакции «7х7» скриншоты двух переписок, которые вела в ноябре и декабре 2017 года, сразу после задержания своего сына. Из них следует, что девушки с никнеймами «Алиса П.» и «Арина П.» (их фамилии есть в распоряжении редакции «7x7») переживали за судьбу Армана, помогали с поиском адвокатов, с передачей вещей и лекарств. Елена Стригина предположила, что как минимум одна из этих девушек была среди создателей сайта о ее сыне.
«Надеюсь, он и есть хороший парень», — писала матери Армана «Алиса П.»
Пользователь с никнеймом «Арина П.» сообщала, что ради него переехала из Новосибирска в Санкт-Петербург: «Я ради него приехала, поэтому сейчас мне живется никак».
— Обе этих девушки сейчас заявляют, что Арман избивал их, жестоко с ними обращался, вел себя как маньяк и психопат, — сказала Елена Стригина журналисту «7х7». — Если бы это было правдой, то сразу после ареста они не стали бы проявлять такую заботу о моем сыне и писать мне такие теплые слова. Перекрестились бы и сказали, что наконец-то от этого «маньяка» избавились.
По версии Ясны Исхаки, девушки сообщили о действиях Армана его матери в декабре 2017 года. В переписке от 12 декабря 2017 года, которую Исхаки прислала в редакцию «7x7», одна из них говорит о том, что женщина "понятия не имеет, при каких обстоятельствах и как он рассказывал о том, что у него ВИЧ", а зараженных девушек могло быть больше трех.
Елена Стригина считает, что у девушек нет доказательств его вины. По ее мнению, цель информационного вброса заключается в том, чтобы расколоть фигурантов накануне приговора по резонансному делу «Сети»*.
— Так называемые журналисты НТВ мне уже позвонили, — рассказала Елена Стригина. — Они предлагали дать интервью и опровергнуть слова девушек. Но я прекрасно знаю, как на НТВ умеют вырезать слова из контекста, поэтому отказала им.
Елена Стригина сообщила «7х7» о психологическом давлении и травле, которым подвергается ее семья после публикаций девушек. В ночь с 10 на 11 ноября неизвестные разбили кирпичом заднее стекло автомобиля Елены Стригиной, который был припаркован у дома.
— У Армана есть младший брат, ему 14 лет, — добавила Елена Стригина. — Он только что вернулся из другого города, где участвовал в спортивных соревнованиях. Я не знаю, как он пойдет в школу и что ему там скажут одноклассники, которые читают интернет. Это поклеп на всю нашу семью.
Позиция Армана Сагынбаева
Арман Сагынбаев, который обвиняется в участии в террористическом сообществе «Сеть»*, находится под стражей в пензенском СИЗО №1. Он не комментирует заявления своих бывших девушек.
На выездном заседании Центрального окружного военного суда 11 ноября в Пензе он в очередной раз заявил, что сотрудники управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области якобы били его при задержании и пытали электрическим током в автомобиле.
Арман Сагынбаев потребовал провести медицинскую экспертизу следов пыток электрическим током. Он также попросил назначить прокурорскую проверку и изучить записи с камер видеонаблюдения в СИЗО, которые зафиксировали действия сотрудников ФСБ, в частности пензенских оперативников Вячеслава Шепелева и Сергея Воронкова, которые посещали его перед допросами.
После этого заявления Арман Сагынбаев объявил голодовку, которую поддержали Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин. По их мнению, это единственный способ повлиять на назначение прокурорской проверки и расследовать факты пыток.
Дело «Сети»* ФСБ возбудила в октябре 2017 года. По версии следствия, участники террористического сообщества планировали теракты во время выборов президента России в марте 2018 года и чемпионата мира по футболу в июне и июле 2018 года. Фигурантами дела стали 11 молодых людей из Пензы и Санкт-Петербурга. Процессы по делу «Сети»* идут параллельно в обоих городах: суды отказались объединить два дела в одно. Подсудимые не признали свою вину и заявили, что «сознались» под пытками. Ни одно уголовное дело по заявлениям о пытках фигурантов дела не возбуждено.
Арман Сагынбаев родился в Новосибирске 9 июня 1992 года. В 2014 году перебрался в Москву, затем — в Санкт-Петербург. Позиционировал себя как вегетарианца, занимался веган-бизнесом. Был задержан по делу «Сети»* в ноябре 2017 года.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.