Псковские националисты на «Русском марше» 4 ноября потребовали соблюдения прав человека, освобождения всех политзаключенных, прекращения политической цензуры и упразднения Центра «Э». Их поддержали сторонники Навального. За маршем наблюдал корреспондент «7х7».

О согласовании акции и полицейских провокациях

В согласованном псковскими властями «Русском марше» - шествии и митинге - участвовали 15 человек. Их сопровождали около 50 полицейских, росгвардейцев и народных дружинников. Акция прошла под лозунгом «Свободу политзаключенным».

Псковские националисты подали уведомление о проведении «Русского марша» в обладминистрацию 21 октября. Они известили о планах пройти по Рижскому проспекту от сквера у магазина «Маяк» до гайд-парка в Сквере искусств (расстояние около 1,2 км).

Среди целей мероприятия значилось: «Освободить политзаключенных, прекратить преследования за политические убеждения, отменить политические статьи 282 [„Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства“] и 280 [„Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности“] и другие, расформировать Центр „Э“ [Главное управление по противодействию экстремизму МВД России] и отменить политическую цензуру».

Власти 23 октября предложили провести марш от сквера у магазина «Маяк» до памятника княгине Ольге в Рижском парке (расстояние около 560 метров). Чиновники заявили о необходимости уточнить цель мероприятия и исключить из требований упразднение Центра «Э». Правые согласились с укорочением маршрута, но расформирование Центра «Э» исключить из целей акции отказались .

Вечером 3 ноября домой к организатору «Русского марша» националисту Георгию Павлову пришли двое полицейских, но он не открыл им дверь. Одному из правых (он пожелал остаться неизвестным) в тот же день звонил сотрудник Центра «Э» Дмитрий Байков и советовал не идти на акцию, потому что после нее тот «домой так просто вернется».

На одного националиста три силовика

Перед началом марша Георгий Павлов рассказал корреспонденту «7х7», что утром 4 ноября он ожидал, что его задержат. По его словам, таким способом полицейские неоднократно пытались срывать акции, причиной для ареста организаторов были просроченная лицензия на оружие или неоплаченный штраф. Он напомнил, что в прошлом году без объяснения причин был задержан активист ликвидированного движения «Открытая Россия» Артём Милушкин.

К 12:00 на месте сбора участников «Русского марша» в сквер у магазина «Маяк» пришло восемь человек, затем пришли еще семь. Причинами малого числа участников акции они называли плохую погоду и то, что многие боятся публично выражать свою позицию, «записались в „диванные войска“ и в Пскове почти не осталось „настоящих русских патриотов“».

Порядок на акции обеспечивали более 20 полицейских, 10 народных дружинников, их сопровождал автозак с росгвардейцами. За 15 минут до начала шествия начальник отделения охраны общественного порядка городской полиции Денис Давыдов уведомил организатора о «недопустимости правонарушений в ходе проведения публичного мероприятия».

 

В 12:30 участники «Русского марша» развернули баннер «За права и свободы русского народа» и двинулись по Рижскому проспекту. Они скандировали лозунги: «Свободу политзаключенным», «Нам не нужен Центр „Э“», «Свободу Артёму Милушкину», «Отменить [статью] 282», «Отменить [статью] 280». Так они дошли до места митинга.

«Людей нельзя сажать за убеждения, какими бы они ни были»

В начале митинга Георгий Павлов поблагодарил пришедших и заявил, что власти боятся их, даже несмотря на малое количество: огородили забором, поставили металлоискатели, нагнали кучу полиции и дружинников. По его словам, так в России относятся к людям, имеющим свое мнение. Он отметил, что «Русский марш» каждый раз проходит под разными лозунгами, но сейчас главная тема - это политзаключенные. Националист заявил, что тюрьмы в России переполнены людьми, которые осуждены по 280 и 282 статьям:

- Для этого специально создан Центр «Э». Они «палки» [звания] по-другому «рубить» не могут, не могут ловить ни воров, ни насильников, ни убийц, ни каких-то других антисоциальных персонажей, которые мешают жить нам. Они «рубят» палки только на политических [заключенных]: детей сажают за репост в интернете, людей за убеждения и мнения. Это их хлеб. Одно из наших требований - расформировать Центр «Э». Ни в одном нормальном государстве не должно быть такой структуры, потому что людей нельзя сажать за их убеждения, какими бы они ни были.

«В борьбе за права человека нет разницы между либералами и правыми»

Активист местного штаба политика Алексея Навального Андрей Егоров сказал, что любое государство, в котором соблюдается правило «все люди равны, но некоторые - равнее», обречено на провал:

- Если я сейчас прочитаю несколько строк из книг какой-либо разрешенной конфессии в РФ, я одновременно подпадаю под две статьи: 280 и 282. Это ненормально, когда такие статьи, противоречащие базовым принципам прав человека, присутствуют в нашем законодательстве. Их быть не должно.

Егоров сказал, что настоящий либерал борется за права человека независимо от его национальности, расы и веры, поэтому отличий между настоящими либералами и правыми с точки зрения соблюдения законов и прав человека - нет.

«Обвинение предъявлено, но не предъявлены доказательства»

Мать обвиненного в сбыте наркотиков политактивиста Артёма Милушкина, Ирина Милушкина, отметила, что дело против ее сына и его жены - политическое:

- Мой сын находится в СИЗО уже десять месяцев. Обвинение предъявлено, но не предъявлены доказательства. Я уверена, что это политика. Я продолжаю стоять в пикетах из-за того, что мои дети невиновны.
 

Ирина Милушкина

Она добавила, что из-за уголовного дела семья Милушкиных находится в «бедственном положении», потому что была не готова так долго «держать оборону». По ее словам, сейчас неравнодушные граждане помогают им продуктами и деньгами.

В конце акции националист Георгий Павлов объявил минуту молчания «по правам человека в России».


«Русский марш» — ежегодные шествия и митинги представителей русских националистических организаций и движений в России и странах СНГ. Приурочены ко Дню народного единства 4 ноября.