Когда в Рязани появится обещанный властями памятник жертвам политических репрессий, почему многие рязанцы не знают о расстрелах и лагерях 1930–1950-х годов и что делать для предотвращения репрессий в будущем — об этом говорили участники акций в День памяти 30 октября. На акциях побывала корреспондент «7x7».
30 лет у Стены памяти
Для рязанских общественников и правозащитников День памяти начался традиционно у Стены памяти, которая расположена рядом со Старообрядческой церковью на Скорбященском кладбище. К 11:30 на памятном месте собрались члены Рязанского историко-просветительного и правозащитного общества «Мемориал», регионального отделения Общероссийской благотворительной организации инвалидов — жертв политических репрессий, Преображенского православного братства, родственники пострадавших во время репрессий. Пришли и неравнодушные рязанцы, которые не хотят повторения репрессий и считают, что о тех временах и людях нельзя забывать.
Собравшиеся вспомнили, как 30 лет назад в Рязани образовалось общество «Мемориал», как впервые его основатели заговорили о необходимости установки в городе памятника, которого нет и спустя три десятилетия. Почему так случилось — каждый высказал свое мнение.
— Те люди, которые сейчас у власти, мыслят категориями, которые они, возможно, считают современными. Но в этом чувстве современности упускается историческая составляющая. Мне кажется, это от некоторого недомыслия, — считает координатор движения «Голос» в Рязани София Иванова. — Но без выводов из прошлого, из истории у нашего города не будет нормального будущего. У находящихся у власти людей отсутствует чувство вины и благодарности к тем, кто выстоял в те времена.
С ней во многом солидарна и одна из основателей рязанского «Мемориала» Юлия Середа, но она считает, что виной тому может быть и пассивность общества, и, может быть, недоработка общественных организаций. Многие рязанцы не знают историй своих предков, если даже знают, не сильно интересуются нюансами.
— Только что покупали цветы, продавец удивляется: какие репрессии, разве у нас были репрессии? Ой, да, у меня ж бабушка была раскулачена, отбывала на спецпоселении. Спрашиваю, где именно, — не знает. Люди не хотят вникать, они шарахаются от болезненных тем, — заметила она.
По мнению Середы, именно из-за малого запроса общества на память о том времени власти игнорируют необходимость появления в городе памятника репрессированным. Был бы выше запрос, потребовал бы этого весь город — властям пришлось бы смириться и ускорить процесс установки.
Другое мнение высказал член Преображенского православного братства внук репрессированных и раскулаченных Сергей Гаврилов. Он настроен более позитивно: деньги на счет на изготовление памятника поступают, вопрос не «замяли», просто это «временные проволочки»:
— Некоторые чиновники жертвуют на памятник, даже вице-губернатор [Игорь Греков] пожертвовал крупную сумму как частное лицо. Да, в последние лет пять в бюджете города не закладываются средства на такие мероприятия… Но стоит неравнодушным рязанцам кинуть на счет хотя бы 100 рублей — у нас все получится.
После того как собравшиеся возложили цветы, зажгли лампадки и минутой молчания почтили память жертв репрессий, председатель рязанского «Мемориала» Андрей Блинушов произнес слова, которые говорит из года в год:
— Что мне остается сказать — то же, что говорили мы и 25 лет назад, и 30 лет назад: мы должны сделать все, чтобы такого не повторилось. А это повториться может, потому что события последних лет об этом свидетельствуют.
После этого группа примерно из 15 человек двинулась в сторону закладного камня, который установили в еще не благоустроенном сквере Жертв репрессий — он находится на пересечении улиц Спортивной, Халтурина и Старообрядческого проезда. По дороге председатель топонимической комиссии горадминистрации Николай Булычёв рассказал, что сам закладной камень — древний, его подняли при рытье котлована в микрорайоне Канищево с большой глубины. Так что он и сам по себе — ценность.
Не допустить повторения
К 12:15 подъехал выделенный мэрией автобус, в котором на место церемонии открытия закладного камня прибыло около 30 родственников репрессированных и раскулаченных в те годы. Некоторые с трудом спустились со ступенек автобуса и дошли пару десятков метров — многим пенсионерам явно за 70.
Открыл церемонию правнук, внук и сын репрессированных за веру, сам осужденный в 1970-х годах за веру Сергей Попов — председатель рязанского отделения Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов — жертв массовых репрессий. Члены организации больше 10 лет добиваются установки памятника, в октябре 2019 года с трудом добились разрешения на установку закладного камня. Камень транспортировали через весь город и установили на деньги спонсора Даниила Слободенко из райцентра Путятино — также потомка репрессированных: он пообещал и дальше помогать делу сохранения памяти, насколько это будет возможно.
Попов и Блинушов в своих выступлениях напомнили, что на установку памятника нет средств, но они не теряют надежду на то, что памятник будет в наше время, пока еще живы потомки репрессированных, дети, на глазах у которых арестовывали родителей.
Завершила акцию активист общества инвалидов — жертв политических репрессий Тамара Попкова. Она читала свои стихи о тех годах: о «черных воронках», детях «врагов народа» и «предателей Родины», об искалеченных судьбах. Потом он почти выкрикнула: «Второго Сталина нам не пережить!» И старики откликнулись: «Не дай бог!», «Столько жизней искалечил», «А сейчас-то что происходит…»
Попкова вместе со Слободенко открыли закладной камень, к которому возложили цветы. Фотографируясь на память, многие плакали.
После этого участники открытия закладного камня отправились на так называемое Немецкое кладбище и в парк советско-польской дружбы, где провели молитву памяти, зачитав имена всех репрессированных в Рязанской области. Участники один за другим повторяли: «Мы не должны допустить повторения подобных репрессий».
Рязанские общественники заговорили о необходимости установки памятника жертвам политических репрессий 30 лет назад, а в 2015 году рязанские власти провели конкурс на лучший эскиз памятника. Но денег в бюджете на его изготовление не нашлось, общественники открыли сбор средств. Всего на изготовление, установку и благоустройства сквера потребуется около 5 млн руб.