Нижегородский районный суд 21 октября возобновил гражданский процесс об изъятии в доход государства имущества, которое, по мнению следствия, принадлежит обвиняемому во взяточничестве бывшему главе Марий Эл Леониду Маркелову. Корреспондент «7x7» узнал мнения защитника подсудимого и юристов якобы принадлежащих Маркелову предприятий об этом процессе. 

 

«Изъять все»

Представитель ООО «Телекомпания 12 регион» Андрей Садков перед судебным заседанием сказал:

- Они хотят все изъять, арестовать и на время заморозить. Никто ведь не думает, что люди могут остаться без работы. В поселках, где нет работы, подобные предприятия являются градообразующими. Это не фирмы-однодневки, это работающие предприятия. Если говорить об оценке «12 региона». Это не пустышка. У него валовая выручка почти 6 миллиардов рублей. Соответственно чистая прибыль — 1,5 миллиарда. А сейчас нам докладывают, что все изымаемое имущество оценено в 2,2 миллиарда рублей. Ребят, там не чистая прибыль, которая на рассовывается по карманам. Она инвестируется в республику, в производство.

Представитель ООО «Чукшинский карьер» Оксана Ухова тоже подчеркнула, что принадлежащие нынче Маркелову компании существуют давно:

- Некоторые компании создавались с 1968 года, строились с тех времен, когда Маркелова еще и близко не было. Сами строили и хозпостройки, и прочее. Все это есть в Росреестре. Но прокуратура настаивает, что все надо изъять в связи с деятельностью бывшего губернатора. Изъять все, включая трактор, который был приобретен «Чукшинским карьером» в 70-х годах. На том основании, что Ирина Константиновна [бывшая жена Леонида Маркелова] в каких-то 2000-х годах владела частью акций предприятия. Все имущество было включено в перечень имущества, подлежащего изъятию.

Оксану Ухову поддержала адвокат Леонида Маркелова Елена Вяткина:

 - Одно дело, если это имущество самого Маркелова, но ведь это имущество юридических лиц, которые действительно работали и работают. Это труд большого коллектива.

«Они не доказывают, а просто утверждают»

Корреспондент "7х7" спросил, как обвинение доказывает, что доли в имуществе предприятий принадлежат именно Маркелову.

- А они [прокуратура] не доказывают, - ответила Елена Вяткина. - Они просто утверждают: вот читайте наши выводы. Они просто говорят о том, что он имеет возможность как-то влиять на работу этих компаний, а как — это остается за кадром.

На вопрос "7х7", почему речь идет именно об этих компанииях, Оксана Ухова ответила:

- А вот это тоже интересный вопрос: почему не добавили еще компаний 15, действующих в регионе. Интересное обсуждение идет. Мы спрашиваем, а каким образом он прибыль получал? Но нам говорят: а ему не нужно было ничего получать, это уже было просто его. Распределение прибыли ни в одном факте не установлено. Ни денежного потока внутрь компании, ни из нее. Только утверждения. При этом никто не оспаривает, что компании развивались за счет своей финансово-хозяйственной деятельности.

Елена Вяткина пошутила:

- Мы очень сожалеем, что Леонид Игоревич не имел в собственности акций «Газпрома». Я думаю, взяли бы и имущество «Газпрома» тоже отобрали. 

Шутку подхватил Андрей Садков:

- По такой же логике можно опросить миноритариев «Транснефти». Многие из них, я уверен, также скажут, что собственником является не государство, а Сечин. К Сечину подойти, возбудить дело и сказать: уважаемый, а не изъять ли это в доход государства? Почему нет? Интересная фраза прозвучала от наших оппонентов, что здесь рассматривается дело об отъеме, отбирании. Нам привели пример: "а вы помните вот такое-то дело - там тоже отбирали имущество". Оговорка по Фрейду.

На вопрос, смогут ли отнять в этом году, Андрей Садков ответил:

- Не знаю, но ритуал отъема должен быть соблюден.

Представители прокуратуры, к которым корреспондент «7x7» обратился с просьбой прокомментировать ход прошедших судебных заседаний, от комментариев отказались.

«Разграбят же все»

В начавшемся после этого судебном заседании Леонид Маркелов заявил ходатайство о переоценке изъятого имущества.

- Ну ладно я, - сказал он, - но причем тут Татьяна Ивановна [мачеха Маркелова] или Александр Шилов [школьный друг Маркелова, у которого изъяли деньги, по мнению следствия, принадлежащие Маркелову]? Ошибочно оценивать все арестованное имущество по кадастровой стоимости. Надо оценивать по рыночной. Иначе как потом реальные собственники арестованного имущества смогут восстановить свои права на него, чтобы вернуть? Разграбят же все. По поводу оценки: например, взять хотя бы один объект — «Часы с инсталляцией». До 1 миллиона туристов в год приезжали на них посмотреть. Как можно оценить их художественную ценность? И все это хотят забрать! Они же разграбят все! Обидно, что люди не выводили деньги за рубеж, а вкладывали их в экономику региона, и сейчас у них все это хотят отнять.

Маркелов заявил, что в числе изъятого у него имущества есть юбилейные монеты, часы, которые ему подарили во время визитов в соседние регионы, на встречах, юбилеях, например, в Казани или Белоруссии. Он возмутился, что у него арестовали подаренную ему на день рождения картину и оценили ее в 300 тыс. руб. По его словам, с 2012 года он отказался получать подарки, чтобы не платить с них подоходный налог.

Ходатайство о переоценке арестованного имущества Леонида Маркелова судья Антон Симагин отклонил.

Защита Маркелова ходатайствовала о помощи суда в истребовании доказательств, находящихся в личном деле Маркелова в отделе кадров администрации президента. Перед назначением на должность главы республики ФСБ, прокуратура, администрация президента досконально изучали деятельность Маркелова и декларации о доходах его и членов его семьи на предмет коррупционных связей и, раз его выдвинули кандидатом на должность главы республики, значит ничего порочащего не обнаружили. Все это имеется в личном деле, которое находится в отделе кадров президентской администрации.

- Мы запрашивали, но нам их не дают, - сообщила суду адвокат Елена Вяткина, попросив направить судебный запрос в администрацию президента. Судья в запросе отказал.

Следующее судебное заседание назначено на 28 октября.


Леонида Маркелова арестовали 14 апреля 2017 года по обвинению в получении взятки в сумме 235 млн руб. На тот момент президент Путин уже освободил его от должности главы республики. По версии обвинения, взятку Маркелов получил от бывшего владельца агрохолдинга «Акашево» Николая Криваша за «покровительство» в субсидировании процентных ставок по кредитам. По версии следствия, посредником была руководитель «Телекомпании 12 регион» Наталия Кожанова.

По делу Маркелова проходит и бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Ираида Долгушева. Ее обвинили в злоупотреблении служебным положением. Как утверждает следствие, по ее указанию в министерстве написали несколько справок для холдинга «Акашево», в которых была недостоверная информация. Ираида Долгушева находится под подпиской о невыезде, Наталия Кожанова в СИЗО, Николай Криваш арестован заочно.

Верховный суд России по ходатайству Генпрокуратуры решил, что рассматривать дело Маркелова необходимо за пределами Марий Эл. По мнению суда, в республике судебному разбирательству мешали бы связи бывшего руководителя региона.

Прямые текстовые трансляции с судебных заседаний по делу Маркелова идут в соцсети «ВКонтакте» и в Telegram-канале «Мариленд».