Рязанские градозащитники на заседании в Общественной палате РФ (ОП) 16 октября предложили исключить из законодательства категорию «достопримечательного места». По их мнению, лазейки в федеральном законе об объектах культурного наследия позволяют застроить территорию, имеющую такой статус, что и происходит с достопримечательным местом «Есенинская Русь». Минкульт РФ выступил против такой инициативы.

«Отдельными лицами Минкульта осуществляется наперсточничество»

Сопредседатель рязанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиИК) Игорь Кочетков на заседании ОП рассказал о лазейках в законодательстве, которые позволяют застроить всю территорию исторического ландшафта в случае замены зон охраны Государственного музея-заповедника Сергея Есенина на достопримечательное место. Эксперт отметил, что этот статус, в отличие от охранной зоны, не защищает ландшафты и объекты культурного наследия, но позволяет выдавать разрешения на строительство в живописных местах. Он предложил вовсе исключить из закона категорию «достопримечательного места», чтобы она не использовалась как инструмент коррупции.

Игорь Кочетков. Фото Елены Кривень

С Кочетковым согласился член ВООПиК Евгений Соседов. В качестве примера он привел перевод архитектурного ансамбля ВДНХ в статус достопримечательного места: 

— В этом статусе можно менять режим и регламенты на основании одной экспертизы. На ВДНХ каждый день появляются новые экспертизы о пересмотре регламентов и ведется очень высотное строительство. 

Евгений Соседов. Фото Елены Кривень

Соседов также напомнил, что московский стадион «Динамо» после получения статуса достопримечательного места вовсе был снесен. Председатель центрального совета ВООПИиК Артем Демидов заметил, что категория достопримечательного места может быть использована в разных целях. 

— Но отдельными лицами Минкульта осуществляется наперсточничество — поверх охранных зон накладывается достопримечательное место, и ограничения, предусмотренные охранной зоной, отменяются, — пояснил градозащитник.

Член комиссии ОП по вопросам развития культуры и сохранения духовного наследия Павел Пожигайло уточнил, что прозвучавшие на заседании мнения — не обвинения в адрес Минкульта РФ. Вместе с тем, по его словам, законодательство требует доработки, исключающей использование статуса достопримечательного места в коррупционных целях. 

Минкульт РФ против изменения законодательства

Предложения членов ВООПиК не нашли поддержки у заместителя директора департамента государственной охраны культурного наследия Минкульта РФ Николая Никифорова. Он заявил, что вопросы к новому проекту достопримечательного места «Есенинская Русь», озвученные на круглом столе, известны ведомству и оно пытается их решить. Чиновник убежден, что скорейшее принятие проекта режимов достопримечательного места необходимо в рамках выполнения поручения президента. 

Николай Никифоров (справа). Фото Елены Кривень

Представитель администрации президента Сергей Попов напомнил, что «Есенинская Русь» является одним из самых знаковых исторических мест для Владимира Путина. Он предложил экспертам направить все вопросы к новому проекту достопримечательного места в Минкульт и пообещал содействие в обеспечении диалога. При этом он выступил против исключения из закона категории «достопримечательное место». 

Павел Пожигайло объявил, что резолюция круглого стола со всеми предложениями будет направлена в Минкульт и ответы ведомства также будут обсуждаться с представителями общественности. 

По окончании круглого стола в ОП Игорь Кочетков прокомментировал «7x7» сложившуюся ситуацию:

— Я уже где-то говорил, повторюсь: выжигать каленым железом из законодательства такое понятие, как достместо. Оно не помогает сохранить историческое и культурное наследие, а лишь прикрывает коррупцию — новую волну распродажи земель. Мы донесли результаты своих исследований до представителя президента, теперь остается ждать результата.


В зону охраняемого природного ландшафта есенинских мест входит 38 сел и деревень, связанных с жизнью и творчеством поэта. Это 37 тыс. га — самый большой музей-заповедник в России. Его начали застраивать личными особняками примерно с 2006 года, лишь в 2018 году прекратилась выдача разрешений на строительство. Это возмутило местных жителей, которые живут на охраняемых землях издавна: оказалось, что они не могут беспроблемно отремонтировать свои дома или сделать пристройки. В заложниках ситуации оказались и добросовестные приобретатели земель, которые не были в курсе законодательной коллизии, но теперь не могут ни построить жилье на своей земле, ни продать ее.