Журналисты сразу в нескольких российских регионах стали участниками неприятных инцидентов за последние несколько дней. Истории об обысках по делу ФБК в Архангельске, Смоленске и других городах, поджоге автомобиля репортера в Ярославле и задержке в расследовании изнасилования журналистки в Новгороде не связаны между собой, но показывают, с какими сложностями сталкиваются сотрудники провинциальных СМИ. Подробности — в обзоре «7x7».

Обыски по делу ФБК у журналистов

Следователи пришли с обысками 14 и 15 октября не только к активистам штабов Навального, но и к журналистам, которые не связаны с ними. В Архангельске пришли к Ярославу Варенику из 29.ru, в Смоленске — к Алексею Волкову из Keytown, в Йошкар-Оле — по старому месту жительства Дмитрия Любимова из «Идель. Реалии», во Владимире — в редакцию издания «Довод» на допросы вызвали журналистов издания. Волкову угрожали, что увезут на допрос его вместе с малолетним ребенком, а его супругу просили «не делать хуже своим детям».

Промедление с расследованием изнасилования

В Великом Новгороде журналист местного издания Алина Щеглова пожаловалась в правоохранительные органы на своего коллегу из газеты «Новгород» Михаила Боголюбова. Только после того, как она спустя месяц опубличила эту историю, за ее дело вплотную взялись следователи, а предполагаемый насильник стал подозреваемым.

После одного из журналистских конкурсов Щеглова осталась в компании с коллегой Боголюбовым в его редакции. Она потеряла сознание из-за выпитого алкоголя, а пришла в себя во время полового акта. У нее осталось разорванное платье и гематомы на теле. Мужу Щегловой Боголюбов написал, что все произошло по обоюдному согласию, а ей — что он накажет себя сам за содеянное. В октябре она заподозрила, что следователи затягивают расследование инцидента, у нее не сразу приняли улики в виде одежды, которую она носила в тот день. По словам Щегловой, она решила придать ситуацию огласке из-за того, что Боголюбов работает в муниципальной газете, которая подчиняется мэрии Новгорода, а его жена работает в полиции.

14 октября Следственный комитет отчитался о начале проверки по поводу случившегося, а 16 октября завели уголовное дело. Щеглова рассказала «Медузе», что в ее окружении находятся и те, кто ругает жертву за то, что та рискует сломать жизнь человеку:

«Меня некоторые сейчас спрашивают, до какой степени я готова испортить жизнь этому человеку? Ни до какой не готова. Наказание закреплено в Уголовном кодексе. Человек совершил преступление, он изнасиловал меня. И неужели я должна об этом молчать?»

Михаил Боголюбов 17 октября стал подозреваемым по делу об изнасиловании, об этом сообщили в Следственном комитете. 

Слежка

Карельский журналист Алла Константинова 16 октября пожаловалась на слежку за собой двоих офицеров ФСИН, которые фигурировали в ее расследовании о пытках в ИК-9 Петрозаводска. В пресс-службе ведомства объяснили появление двух руководителей колонии рядом с местом выгула собак Константиновой тем, что офицеры покупали воду.

Иван Савельев и Иван Ковалёв увидели клевету в материале журналиста о пытках в карельских колониях, после этого в сети появилось видео 2014 года, на котором те избивают заключенного.

«7х7» Константинова рассказала, что еще не жаловалась на действия Ковалёва и Савельева.

Поджог машины

В ночь на 13 октября неизвестные сожгли авто журналиста в Данилове Ярославской области Марины Борбат. В разговоре с «7х7» она рассказала, что у нее нет прямых доказательств, но в связи со случившимся она вспомнила о конфликте с местным криминальным авторитетом, который сел в тюрьму за хулиганство после огласки в СМИ. До этого даниловцы боялись жаловаться на него из-за опасений за свою жизнь. Журналисты просили полицию обратить внимание на воспрепятствование журналистской деятельности с его стороны, но жалобы остались без движения.


Жюри премии "Профессия журналист" сформировало шорт-лист номинантов, туда попали региональные медиа, в том числе и серия расследований от «7x7».