В Йошкар-Оле 15 октября сотрудники Следственного комитета провели сразу пять обысков: у двух бывших активистов штаба Навального в Йошкар-Оле, двух журналистов и сотрудника Центра татарской культуры. Следственные действия проходили по делу об отмывании денег в Фонде борьбы с коррупцией политика Алексея Навального.
По версии следствия, активисты Фонда борьбы с коррупцией незаконно получили 75 млн рублей. Их внесли на счета организации во время президентской кампании 2018 года. Сторонники Навального писали, что средства были собраны через разные сервисы, среди которых – криптовалютные. Сам политик считает, что цель властей — разгром региональной сети штабов. В Марий Эл штаб Навального не существует с 2018 года, а обыски прошли не только у бывших членов этого штаба.
Кого обыскали
Экс-координатор штаба Навального в Йошкар-Оле Вадим Кремнев сообщил в Facebook, что в 5:50 утра в квартиру его матери пришли четыре сотрудника Следственного комитета. По его словам, они вызвали двух понятых и проводили обыск три часа, после чего спросили у женщины, есть ли в доме "бриллианты и золото". Она ответила, что, если бы они были, она бы не жила в хрущевке.
Корреспондент издания "Idel.Реалии" Дмитрий Любимов написал, что в 6:30 к нему пришли в квартиру, где он жил до февраля 2019 года. Об этом журналисту сообщили соседи.
Сотрудник Центра татарской культуры Рамай Юлдаш в комментариях к сообщению Любимова рассказал, что к нему в 6:30 пришли в квартиру, которую он сдает. Юлдаш приехал по звонку и попросил не тревожить съемщицу. Затем его два часа допрашивали о деятельности Навального, о доходе его семьи и о том, какими социальными сетями он пользуется. Юлдаш написал, что приказ обыскивать квартиры активистов и журналистов пришел из столицы. «Нам постановление из Москвы, что надо именно эту квартиру», — передал Юлдаш слова следователей. В пресс-службе Следственного комитета по Марий Эл «7х7» сообщили, что этими обысками занимается Центральный аппарат СК.
Силовики пришли и в квартиру экс-волонтера штаба Навального в Йошкар-Оле, члена Либертарианской партии Михаила Мирнова. Его не было в квартире, дверь открыла его бабушка, которую приход следователей очень напугал. Миронова вызвали в Следственный комитет к 11.00. Он проходит по делу как свидетель. Следователи ничего не изъяли и обвинений не предъявили, рассказал Миронов «7х7».
О том, что обыск проходит в квартире журналиста-фрилансера Алексея Серегина, стало известно около 9.00 утра. Обыскивали квартиру, где он живет с матерью. Это единственный случай из пяти, когда силовики угадали с квартирой.
Что забрали следователи
Вадим Кремнев написал, что следователи просматривали «сломанные флешки, старые компы и ноуты, которые я по 5-7 лет не включал, мобильники, с которыми еще Кырла ездил на своей дрезине в первом советском звуковом фильме».
Журналист Алексей Серегин вечером написал на своей странице «ВКонтакте» с аккаунта матери, что у него изъяли жесткий диск, диктофон, телефон и компьютер.
Что говорят обыскиваемые
«Я расцениваю это как попытку оказать на меня давление и помешать моей журналистской деятельности», — написал на своей странице в Facebook журналист "Idel.Реалии" Дмитрий Любимов.
Алексей Серегин указал, что обыск прошел с нарушениями: «У меня изъят компьютер как орудие моего журналистского труда, там содержались сведения о моей личной жизни, обыск проведен без судебного решения, мне не выдали копию постановления об обыске, пытались затруднить ознакомление моего адвоката с материалами дела».
Вадим Кремнев считает, что силовики напрасно потратили и свое время, и время тех, к кому они приходили: «Это время обычных людей, которым не дали нормально поспать, не давали разбудить своих детей в садики/школы и проводить их в школу, пойти на работу, по делам. Я как-то еще могу понять их логику с особенностями, когда приходят к бабушке Миши [Миронова], у которой он прописан — он же (вот ужас) работал сммщиком в штабе. Но при чем тут Кирилл [Ежов. По словам Кремнева, у него тоже прошел обыск; подробности пока узнать не удалось], Рамай или вообще Серегин? Алексей просто приходил узнать кто мы, чего хотим, и, убедившись, что мы за все хорошее и против всего плохого, провел лекцию, как работать наблюдателем на выборах».
В 30 регионах России утром 15 октября прошли обыски у политических активистов. Следственный комитет подтвердил, что они проводятся для расследования «дела об отмывании средств в Фонде борьбы с коррупцией».