Архангельский студент и активист экологического «Движения 42» Юрий Комаров стал первым в Архангельске участником добровольного пожарного отряда. Он рассказал «7х7», как становятся добровольными пожарными, трудно ли получить нужные навыки и когда у него получилось потушить первый пожар.

Как становятся добровольными пожарными

По словам Юрия Комарова, еще в школе он очень любил ездить на небольшие лесные пожары. Его дядя был пожарным и иногда брал племянника с собой. К огню, конечно, мальчика не пускали, ему оставалось наблюдать со стороны за работой профессионалов. Он рассказывает, что страха у него никогда не было, было лишь желание взять пожарный рукав, чтобы помочь. Потом на несколько лет Юрий забыл о лесных пожарах. Сейчас он учится на геолога в Северном Арктическом Федеральном университете им. Ломоносова (САФУ) — и его путь к добровольным пожарным начался со студенческого спасательного отряда «Помор-Спас»:

— Геологи изучают горные породы, и я подумал, что, если буду работать в горах, мне нужна специальная альпинистская подготовка. А если я буду работать в полевых условиях, без связи, то необходимы и знания о первой медицинской помощи. В университете таких знаний не дают. Так я попал в «Помор-Спас».

«Помор-Спас» — добровольный студенческий пожарно-спасательный отряд, созданный при САФУ. Чтобы туда попасть, нужна хорошая физическая подготовка. Студенты-спасатели занимаются просвещением в школах, следят за техникой безопасности на городских мероприятиях, ищут пропавших людей. Их обучают навыкам первой медицинской помощи, альпинизму и ориентированию в лесу.

Летом 2018 года Юрий Комаров в составе отряда «Помор-Спас» помогал организовать ежегодную климатическую школу «Движения 42» и узнал, что тушение пожаров — одна из их инициатив. Так Юра стал активным участником акций «Движения 42». Через несколько месяцев ему предложили стажировку — экоактивисты решили, что в Архангельске тоже нужен отряд добровольных пожарных. Большую часть области покрывают леса и пожары в летний и весенний период — проблема. 

Для стажировки Юра выбрал летний лагерь добровольных пожарных на Ладоге. На протяжении 10 лет общество добровольных лесных пожарных и специалисты из Greenpeace России следят за национальным парком «Ладожские шхеры» в Карелии. Его территория состоит из множества островов. Активисты патрулируют ее, обучаются навыкам и тактикам тушения, при необходимости тушат пожары и работают с местным населением. Когда на одном из островов начинается пожар, добровольцы оперативно собирают команду и на лодках отправляются его тушить. Иногда они делают это быстрее профессиональных пожарных, потому что те часто ограничены в финансах. Но добровольцы стараются работать в связке с государственными службами – от этого зависит скорость тушения. В случаях больших пожаров власти обращаются за помощью к добровольцам.

Фото Greenpeace России

«Когда видишь, что огня больше нет, приходит какая-то радость»

—Там [на Ладоге] есть все необходимое оборудование, всегда находится около 20 человек. Я мечтаю, что в Архангельске будет так же, — признался Юра. Он уже создал группу в социальной сети и поставил цель - собрать для начала команду из пяти добровольных пожарных. Они будут не только проводить уроки в школах, но уже летом, пройдя обучение, отправятся на свои первые лесные пожары. 

Первый пожар, который тушил сам Юрий Комаров как доброволец, был летом 2019 года на Ладоге во время стажировки. На двух островах  обычно есть по двое дежурных. Они следят, нет ли возгораний, а если увидят дым, вызывают товарищей по рации. С опытными пожарными едут и новички. Первые пожары Юры были небольшими, их тушили быстро. За месяц, проведенный на Ладоге, он выезжал и на торфяной пожар. Торф загорелся в Ленинградской области, до места пожара долго добирались на машинах. Тушить торфяной пожар сложно: в нем нет открытого огня, лишь дым. Команды примерно из пяти человек постоянно меняются - кто-то работает лопатой, чтобы поднять грунт, кто-то отвечает за оборудование, кто-то непосредственно тушит сам пожар. Юра говорит, что не ощущал страха:

— Когда ты видишь, что огня больше нет, приходит какая-то радость. Ты просто чувствуешь, что сделал очень хорошее дело, спас лес, спас землю. Наверное, всеми в таких отрядах движет простое желание сохранить планету. 

Отвечая на вопрос о пожарах в Сибири летом 2019 года, Юрий сказал, что ничего необычного в них не было. То, что тушение было признано экономически невыгодным, — неправильно, но в России это очень распространенная практика. Главное, уверен он, что люди начали говорить об этом: 

— Много людей писали в социальных сетях и везде: давайте поедем туда, потушим сами. На Ладоге по этому поводу было много шуток. Люди приедут туда, и что они будут делать? Без оборудования, без знаний, без защиты — это глупо и бесполезно.

Юрий Комаров, фото Евгения Серова

Почему государство не всегда может потушить лесные пожары

В Архангельске добровольные лесные пожарные, эксперты противопожарной программы Greenpeace России, 12 октября обсуждали с волонтерами создание отряда добровольцев по тушению лесных пожаров в Архангельской области. Greenpeace России старается помогать с обучением и первоначальным запасом оборудования и экипировки тем, кто создает новый добровольческий отряд.

Накануне региональный координатор по северо-западному округу в Greenpeace России Наталья Максимова провела лекцию про лесные пожары.

— Кто будет тушить тот или иной природный пожар, в первую очередь зависит от его местоположения. Пожары в лесном фонде контролирует наземная пожарная охрана, авиалесоохрана, но даже они не всегда могут добраться в труднодоступные места. Часто в этой структуре не хватает средств для частых полетов.

Лекция Greenpeace России. Фото Евгения Серова

По словам Максимовой, примерно половина всех лесов России входит в зону контроля — территории, в пределах которой за пожарами можно следить, но ничего не делать для тушения: 

— То есть на пожары смотрят и определяют, экономически целесообразно его тушить или нет. Поскольку эти леса чаще всего удаленные, то по нормативу добычи древесины добыча леса в таких зонах очень дорогая, а если это лесотундра, то и качество леса там низкое. Стоимость такого леса получается меньше затрат на тушение.

Гибель среды обитания для животных, задымление городов никого не волнует.

А торфяные пожары иногда вообще не тушатся. Тут приходят на помощь волонтеры. В этом году даже с пожарами в Сибири не произошло никакой сенсации по цифрам. В общей сложности по России сгорело примерно такая же площадь леса, как и в другие годы. 

Потенциал у отряда добровольных пожарных в Архангельске, уверена Максимова, большой: в области огромные лесные массивы, а у студентов есть желание помогать.


Первые отряды добровольных пожарных появились в 2008 году. Тогда волонтеры объединились, чтобы помочь потушить пожары на севере Ладожского озера, когда и возник лагерь на «Ладожских шхерах». За время работы в этом национальном парке совместно с лесничествами добровольцы потушили около 100 пожаров. Сегодня отряды общества добровольных лесных пожарных созданы в 13 регионах России.