Общественная палата России 8 октября опубликовала документ с обновленными составами Общественных наблюдательных комиссий – общественных органов, которые в 43 регионах следят за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания. В список не вошли многие опытные правозащитники. «7х7» собрал информацию о важных изменениях в рядах ОНК.
Столичные города
В обновленные составы ОНК Москвы и Санкт-Петербурга не попали несколько активных правозащитников. В Москве это журналист «Дождя» Когершин Сагиева (не подала документы по «личным обстоятельствам»), члены Московской Хельсинской группы (старейшей правозащитной организации России) Евгений Еникеев и соавтор закона об ОНК Валерий Борщев, руководитель отделения Комитета против пыток Анастасия Гарина и ответственный секретарь ОНК Иван Мельников.
В Санкт-Петербурге не прошли правозащитники Яна Теплицкая и Екатерина Косаревская, которые придали огласке сообщения о пытках фигурантов дела «Сети»*.
Сагиева рассказала, что люди, которые остались в составе ОНК, не проявляли особой активности для реакции на сообщения о нарушениях прав человека: «У нас был рабочий чат членов ОНК, и он был мертвый. Я спрашивала там, кто может со мной сходить в СИЗО, проверить обращение? В ответ тишина мертвейшая. Когда я пролистывала журнал проверок членов ОКН, заметила, что ходят в МЛС одни и те же пять-шесть человек». Она добавила, что в составе ОНК остались активные журналисты Ева Меркачёва и Борис Клин, в состав вошла журналист «Новой газеты» Елена Масюк, которая в позапрошлом созыве ОНК публиковала репортажи из колоний. Осталась в составе правозащитница Любовь Волкова, вошла политический аналитик и правозащитница Марина Литвинович.
По словам Сагиевой, возглавит ОНК, скорее всего, экс-спортсмен Дмитрий Носов. По ее мнению, ранее он никак не проявил себя в защите прав заключенных.
Кировская область
Правозащитник Артур Абашев написал, что самые активные члены комиссии (он, Денис Шадрин и Алексей Блинов) не попали в новый состав, хотя у них за плечами осталось по 100 посещений МЛС ежегодно. Председатель региональной ОНК, который завел для комиссии отдельный сайт, тоже лишился поста. Состав комиссии сократился с 30 до 24 членов. Абашев рассказал, что в комиссию попали шесть человек, которых он консультировал перед подачей документов.
Впервые вошли в ОНК более десятка активистов. Например, Анна Шкляева руководит школой в Кирово-Чепецке и входит в Общественную палату Кировской области. Игорь Халезов ранее возглавлял отдел МВД в Верхнекамском районе. Абдурахман Османов представляет дагестанское землячество. Александр Миляев тоже состоит в Общественной палате региона и представляет там частные охранные компании. Наталья Козвонина руководит редакцией газеты «Прикамская новь». Анатолий Чукавин представляет организацию ветеранов уголовно-исполнительной системы.
Республика Марий Эл
В обновленный состав не вошли правозащитники Ольга Васильева, Ирина Протасова и Сергей Подузов. По словам ушедших из состава активистов, они успели подготовить себе смену в лице Юрия Николаева и Сергея Люперсольского. В обновленный состав попал священник Алексей Леонов из села Кокшайск и представитель Ассоциации приемных семей Марий Эл Сергей Францек, психолог Николай Гусаков. Новички Роман Горнев и Евгений Чернышев состоят в Ассоциации юристов России. Впервые вошел в ОНК заместитель главного редактора «Марийской правды» Евгений Кузнецов.
Другие регионы
Правозащитник из Екатеринбурга Алексей Соколов рассказал в своем блоге, что «с интересом наблюдал за спектаклем, как Общественная палата отбирает членов ОНК». По его словам, принципы отбора остаются неясными. Он привел себя в пример: у него была рекомендация от регионального омбудсмена, но вместо него прошел бывший пресс-секретарь управления Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), который, по словам правозащитника, во время своей работы не находил нарушений прав заключенных.
Председатель Комитета против пыток и член президентского совета по правам человека Игорь Каляпин рассказал, что из 20 правозащитников и гражданских активистов в его родной Нижегородской области попал в новый состав ОНК только он один. А из попавших в новый состав общественников он никого не знает, кроме тех, кто ранее работал в силовых структурах.
Закон об Общественных наблюдательных комиссиях Госдума готовила с 2000 по 2008 год. Выдвигать членов ОНК имеют право общественные организации, которые формально занимаются защитой прав человека более пяти лет. Членов комиссий выбирают в федеральной Общественной палате сроком на три года. Члены ОНК имеют право посещать и проверять места принудительного содержания системы ФСИН, МВД, Минобороны, погранслужбы, места содержания нелегальных мигрантов. Члены комиссий, как правило, не получают зарплаты за свою активность. Член ОНК может работать в комиссии только три созыва. В 2016 году правозащитники заявили о дискредитации института ОНК, когда в комиссии стали входить бывшие силовики, в частности, бывший глава московского СИЗО "Бутырка".
В 2018 году после скандала с публикацией видео пыток в ярославской колонии несколько членов комиссии призналось, что знали о нарушениях, но ничего не смогли с этим сделать.
*«Сеть» — террористическая организация, запрещенная в России.