В Сыктывкаре 6 октября прошел митинг профсоюзов за повышение зарплат и за прекращение строительства мусорного полигона на станции Шиес. На него пришли около 300 человек. Митинг длился 25 минут, задержаний не было. О каких проблемах говорили на профсоюзном митинге — в репортаже «7x7».

Все на самом деле обстоит не так

Перед началом митинга на Театральной площади собралось около 300 человек. В первом ряду люди стояли с баннерами за здоровье нации, заводы и новые рабочие места. В толпе выделялись люди в темно-зеленых жилетах от первичной профсоюзной организации «Сыктывкарский лесопромышленный комплекс» и защитники Шиеса в желтых жилетах.

 

В 13:00 председатель Федерации профсоюзов Коми Людмила Ляшенкова объявила митинг открытым и напомнила, что профсоюзы не отступят от своих требований к властям. Она начала рассказывать, что никто не понес наказание за невыполнение майских указов президента, хотя сам Путин говорил, что нужно ликвидировать бедность.

Несколько выступающих жаловались на низкие зарплаты учителей и врачей. Руководитель Бутканского участкового лесничества Игорь Бабик рассказал, что у них с 2014 года не индексировались зарплаты, а председатель профсоюза работников образования и науки Михаил Иванов рассказал, что в среднем учителя высшей категории получают зарплату в 22 тыс. 300 руб.

— Никто не понимает, как же так: средняя зарплата у учителей 50 тысяч рублей, у врачей — 70, у преподавателей ВУЗов — 100 тысяч, а они пишут заявление об уходе, потому что все на самом деле обстоит не так. Мы должны добиться от правительства Российской Федерации, чтобы они приняли соответствующие федеральные законы и поставили точку над тем, как надо правильно платить зарплату, а не перекладывать ответственность на тех, кто с этим никогда не справится. В противном случае профсоюзы будут вынуждены готовиться к так называемой итальянской забастовке, — заявил со сцены Михаил Иванов.

 

Иванов считает, что если врачи и педагоги в один день все вместе напишут заявление о переходе на одну ставку заработной платы, то руководители будут вынуждены пойти работникам навстречу. По его мнению, пока люди будут продолжать работать на 1,5 или на 2 ставки, ситуация с оплатой труда не изменится.

 

Рекультивация земель на Шиесе

На митинге люди держали плакаты «Стоп Шиес», «За достойный труд в лесном хозяйстве», «Московскому мусору нет на русском Севере», «Пенсия для северянина как морковка для осла», «Север — не помойка». Помимо участников митинга на Театральной площади было около 25 полицейских и несколько сотрудников Центра «Э» в гражданской форме, которые снимали выступающих на камеру. 

 

Также у некоторых людей были голубые повязки на предплечье с надписью «Распорядитель». На первомайском митинге эти люди вместе с полицией подходили к активистам в желтых жилетах и просили убрать плакаты, которые не соответствуют теме митинга.

— 30 лет жизни в новой России убедили нас в том, что интересы народа и крупного бизнеса совпадают, к сожалению, далеко не всегда. Здоровье людей зависит от доступности медицинских услуг, услуг быта и труда, финансового благополучия. Бедный человек, не получающий достойной зарплаты за свой труд, едва ли будет здоровым и эффективным. Так же и низкое качество воды, загрязненный воздух, плохое питание и загрязненная окружающая среда подрывают здоровье людей. И борьба с незаконным полигоном на станции Шиес — это борьба за здоровье жителей севера. За наше здоровье, — рассказал про Шиес машинист бумагоделательной машины «Сыктывкарский ЛПК» Аркадий Кисетов.

Машинист бумагоделательной машины «Сыктывкарский ЛПК» Аркадий Кисетов

Он напомнил участникам митинга, что протест против Шиеса длится уже больше года, стройку удалось остановить. Кисетов рассказал, что охранники полигона провоцируют активистов, а полицейские на заявления о хулиганских действиях ЧОПа присылают отказы. Он попросил внести в резолюцию требование рекультивировать землю на станции. После его выступления люди несколько раз проскандировали фразу «Шиес наш».

Председатель первичной профсоюзной организации Александр Слободчиков поддержал предыдущего выступающего, потребовал окончательного закрыть полигон и назначить дату всероссийского субботника, чтобы высадить там тысячу деревьев. Он указал, что строительство полигона обсуждается лишь в Архангельской области, несмотря на то что рядом много поселений из Республики Коми. В пример он привел детей из лагеря в поселке Коччойяг:

Председатель первичной профсоюзной организации Александр Слободчиков

— Когда я смотрю на выступление шведской активистки Греты Тунберг, вдохновительницы на изменение экологической политики, задаю себе вопрос: почему не спрашивают мнение наших людей? Они задают правильные и серьезные вопросы. Лагерь «Орленок», дети уже посчитали, он на 20 километров ближе к Шиесу, чем Сыктывкар. Мы все жители одной страны. Границы условны, нужно обсуждать [строительство мусорного полигона] с теми, кто живет рядом.

После этого председатель Федерации профсоюзов Коми Людмила Ляшенкова зачитала резолюцию митинга. В нее вошли требования обеспечить достойную оплату труда в лесном хозяйстве, запретить принятие законов, лишающих трудовых гарантий, вернуть ранний выход на пенсию, ежегодно индексировать все выплаты работникам, разработать и принять закон о безопасной переработке ТКО, а также запретить захоронение ТКО в недра земли на всей территории России.

 

Резолюцию приняли единогласно. Митинг объявили закрытым в 13:25.

 

Песни и полицейский автозак

Спустя 10 минут после завершения митинга организаторы убрали со сцены аппаратуру, унесли плакаты и собрали голубые повязки с надписью «Распорядитель». Около 30 активистов в желтых жилетах сначала вместе сфотографировались на ступенях театра, а после решили спеть несколько песен про Шиес:

 

«Нас стращают ОМОН-ом! Нам грозят отомстить.

Но мы в рамках закона не хотим их пустить.

И позиций легко так мы своих не сдадим:

Гадить в наше болото никому не дадим».

Сотрудники Центра «Э» еще раз засняли активистов на камеру, а потом вместе с полицейскими ушли в один из дворов рядом с Театральной площадью. После оттуда выехал полицейский автозак. Ровно в 14:00 активисты тоже ушли с площади, но договорились встретиться вечером на экобессрочке.