16-летняя шведская экоактивистка Грета Тунберг выступила 23 сентября на заседании генеральной ассамблеи ООН. Она заявила, что политики «украли ее детство» и назвала их «предателями». По словам Тунберг, пока политики думают о деньгах и рассказывают сказки про рост экономики, умирают люди и целые экосистемы. Она протестовала у Шведского парламента, выступала на Давосском форуме и сессии Европарламента в Страсбурге. Как в соцсетях отреагировали на ее выступление в ООН — в обзоре «7х7».
«Ребенок вынуждена идти против системы, готовой сожрать ее с потрохами»
Киевский иллюстратор Лина Квитка заметила, что всегда проще осуждать, чем сделать что-то самому:
— Конечно же очень удобно осуждать людей, которые пытаются сделать хоть что-то (девочка шестнадцати лет борется за спасение планеты, вдумайтесь), сидя при этом ж*** на диване и не пытаясь даже ни сортировать мусор, ни отказаться от пакетов. Главное — вылить на других свой собственный яд, обесценить ее поступки, чтобы самим не стать виноватыми, чтобы не было стыдно за собственное бездействие от лени и желания сэкономить или присвоить побольше. Ребенок вынуждена идти против системы, готовой сожрать ее с потрохами, потому что она за правду, а не за деньги.
Этот мир безумен. Грета права. Как вы смеете?
Редактор издания Russia Today Мария Баронова предложила прислушаться к тому, что говорит шведская девочка:
— Когда люди начинают ненавидеть блаженных девочек, мне становится очень больно за людей. Ну как так-то. Ну как так. Нет чужих детей, а чтобы вырастить ребенка нужна целая деревня. И чтобы не бояться нового средневековья нужно просто уже наконец осознать, что мы одна семья. Совсем одна. Все 8 миллиардов. Вместе со всеми китайцами. И чтобы объединить все наши тысячи реальностей нам просто надо осознать, что нет чужих детей. И все дети наши. И им всем надо помогать. И их всех надо услышать.
Журналист из Москвы Леся Рябцева не понимает, почему начали критиковать Тунберг:
— Все набросились на Грету Тунберг, как будто своих нет. Бедная девочка знать не знает, что вас так корежит. А ведь именно она и ей подобные — наше и ваше будущее. Я понимаю, что вам бы только хихоньки да хахоньки над тупыми миллениалами (которых в итоге, вы на самом деле путаете с центениалами, но бог вам в помощь), но вообще-то, чуваки, именно благодаря им (нам) вы должны быть благодарны примерно за все диджитал революции и не только. Девочка-подросток понимает больше взрослых дядек. Девочка-подросток понимает больше про постправду, новую искренность, самоиронию и преданность.
Предприниматель из Смоленска Максим Кожуров согласен с юной экоактивисткой:
— На самом деле, девочка молодец. Молодым жить дальше, а не стариканам, набивающим карманы баблом.
Преподаватель философии и колумнист Максим Горюнов шутит, что Грета провоцирует его на покупку пластиковых пакетов.
— Меня тоже бесят дети, которые хотят жить. Гниды они. Будут есть вкусную еду, заниматься любовью, греться на солнце, когда я буду остывать в земле. Каждый раз, когда думаю об этом, сжимаю кулаки от бешенства. Теперь вот эта Гретта: хватит загрязнять планету, я буду на ней жить. Я сипло ору ей с галёрки престарелых: Ты будешь, а я уже нет! пошла к черту! если я умру, то пусть и вся планета умрет.
Завтра же куплю сто пластиковых пакетов и брошу их в море, чтобы Гретта и остальные спиногрызы не сильно радовались жизни когда меня не станет.
«Протест серьезен, если вызывает сопротивление»
Шеф-редактор издания Znak.com журналист Дмитрий Колезев объяснил, почему он скептически относится к информационному шуму вокруг Тунберг:
— Надо, видимо, как-то разделять для себя эти вещи. Пункт первый: экологическая повестка — безусловно, важная вещь, и это проблема, требующая огромного внимания, международного сотрудничества и коллективных усилий государств. Пункт второй: на информационную шумиху вокруг Греты Тунберг сложно смотреть без скепсиса, потому что в этом чувствуется какая-то невероятная фальшь. И вообще, любой радикализм, в том числе экологический, у меня лично вызывает неприятие. Пункт третий: несмотря на эту фальшь и это неприятие, люди, которые откровенно издеваются над Тунберг, тоже особых симпатий не вызывают.
По мнению главного редактора Carnegie.ru Александра Баунова, деятельность Греты едва ли можно назвать протестной:
— Протест серьезен, если вызывает сопротивление. Если бы Грета и дети вышли с требованием пустить всех мигрантов или больше не пускать мигрантов — это было бы серьезно. Если бы они вышли с требованием снизить (повысить) возраст согласия голосования — тоже. Если бы они, защищая климат, начали блокировать завод или аэропорт (источники CO2) в родном городе, или ферму с коровами в родной деревне, не пускали бы туда рабочих, требовали бы закрыть и остановить, тогда бы они столкнулись с сопротивлением собственных родителей, их друзей, соседей, местных властей и компаний, и у протеста возникла бы цена. А так это не протест, а веселый праздник в организации которого участвуют власти.
У телеведущей Тины Канделаки история Тунберг вызывает «исключительно грусть»:
— Она выглядит затравленным человеком, существующим в отрыве от того месседжа, который она так яростно несет в массы. При этом Грета могла бы с тем же надрывом говорить все что угодно, продолжая обнажать ключевой элемент своей личности - социопатию. И тут уже вопрос к ее родителям и идеологам этого крестового похода, а также всем тем людям, которые извлекают сейчас дивиденды из ее ярости, не имеющей ничего общего с харизмой. Девочке дали трибуну перед залом, полным взрослых и расчетливых людей. Мировых лидеров, которые тщетно пытаются (а Трамп даже не потрудился) скрыть свою обескураженность за маской политкорректных комплиментов. Грета живет в своем собственном мире. В этом и заключается ее трагедия, которая будет становиться все очевиднее. А потом взрослые дяди и тети наиграются и оставят Грету наедине с собой.
Заместителю редактора «Русский репортер» Марине Ахмедовой интересны характеристики, которые дают всему российскому обществу, исходя из реакции на девочку:
— Нетерпимое и антисоветское. Нетерпимое — ну это как обычно, и доля правды тут есть. Антисоветское — забыло своих пионеров, обличавших капитализм. А вот это — ерунда. Российское общество — просто патриархально, и его взрослым не нравится, когда дети вот так без малейшего уважения разговаривают с ними. Сиди в зале я — человек, который давно избегает пластика, давно носит только экошубы, давно говорит о проблемах экологии — мне был бы неприятен такой обличительный напор. Но это мои мелкие заслуги, уверена, что у сидящих в зале они помощней.
«Сначала был разработан проект, а потом подобраны актеры»
По мнению советника спикера Госдумы Анастасии Кашеваровой, «дети активнее стали интересоваться политикой, а работать с ними так никто пока не научился».
Политолог Алексей Чесноков считает, что кейс Тунберг стоит взять на вооружение в будущем:
— Случай Греты Тунберг не так прост, как кажется на первый взгляд. Это интересно. Пора начинать отслеживать механизмы продвижения детей в «очень большую политику». Это технологично. Экологией дело явно не ограничится. Запрос на таких идет по всем фронтам. В дефиците новые эмоции и новые носители этих эмоций. Это прагматично. Надо же уже начинать работать с поколением, которое будет голосовать в 2024-м. Может быть, именно они решат судьбу «транзита власти».
Блогера из Москвы Марину Айдову заинтересовала не 16-летняя экоактивистка, а те, кто стоит за ней:
— Самое интересное в этой истории не Грета, а кто те люди, которые организуют ее туры, встречи с Обамой, выступления в ООН и Давосе, трансляцию ее выступлений по CNN BCC и пр. Думается, что сначала был разработан проект, а потом подобраны актеры.
Блогер Алексей Траньков размышляет, что политический ход с использованием девочки-активистки не принесет задуманного эффекта организаторам акции:
— Конечно, вслух этого никто не скажет, но, вообще, символически, девочка — это всегда крайний ход, «смерть пионерки», «Мамлакат Нахангова», «Саманта Смит». Современным людям даже Павлика и Федю Морозовых не жалко, а девочек жалко все равно. Но, играясь с архетипами, нельзя быть прогрессивным, коллективное бессознательное социалистических идей не понимает. Больная девочка орет на уважаемых пожилых людей с трибуны. Очень не по чину и слишком уж перебор; это уровень совершенно хунвейбинский. Такое не работает. Недоумение — это максимум, на который могут рассчитывать глобальные левые в этой игре. А вообще пахнет обвинением с моральных позиций. На уровне «Да у вас нет ничего святого».
"Это у них крадут будущее прямо сейчас"
Эколог Владимир Сливяк пишет, что независимо от того, что каждый из нас думает о выступлении Греты, "планета нагревается".
— Планета нагревается. И ей все равно, за левых вы или за правых. Считаете ли вы изменение климата выдумкой капиталистов, чтобы заставить всех платить за чистый воздух, или же левой пропагандой, чтобы наконец прижать к ногтю гнусных капиталистов. Можете даже считать, что весь мир договорился о том, чтобы развалить Россию, прекратив покупать у нее ископаемое топливо (из-за сжигания которого и появляются парниковые газы). Суть в том, что ваше объяснение происходящего в рамках политических концепций и заговоров никак не влияет на происходящее с планетой.
Планета нагревается, климатический хаос усиливается и не видеть это можно только если навсегда закрыть глаза. Не слышать об этом можно только если навсегда заткнуть уши.
Можно ли успеть что-то с этим сделать? Может быть. Не узнаем, если не попробуем. Понятно только то, что если не делать ничего - на планете случится примерно то, что показано в популярных фильмах "Бешенный Макс" и "Послезавтра".
Забавно читать дискуссии (ругань) комментаторов по поводу выступления Греты Тунберг в ООН, но все это никак не влияет на изменение климата.
Люди в России просто не могут принять факт объективной реальности - глобальная угроза настолько велика, что никакой Путин не спасет. И оружие не спасет. И ученые не спасут. И само не рассосется. Неужели от нас самих что-то зависит? Да ну, не может быть! Ну точно измышления, госдеп и оппозиция все это выдумали, чтобы всех обмануть и своих ужасных целей добиться. Только на изменение климата все эти идеи тоже никак не влияют. Люди в России привыкли к тому, что от них ничего не зависит. Им очень удобно скармливать истории о том, что все это какие-то глобальные процессы, на которые они не могут повлиять. Что угодно, лишь бы не ответственность. На худой конец на бога можно сослаться.
Возможно, все начнется где-то во второй половине 21-го века. Жара, отсутствие воды, отключения энергии, дикие перепады температуры, новые смертельные заболевания, недостаток еды. Ранее климатологи пытались все это предсказывать на своих моделях и, как правило, верно. За исключением времени. Обычно ученые полагали, что изменения наступят позднее, чем это происходило на самом деле.
Россия, наконец, присоединилась к Парижскому соглашению. Типа мы такие спасаем климат, не хуже остальных народов на планете. Только не надо нам мешать социально-экономически развиваться как мы хотим, сказала Россия при оглашении этого своего "великого" решения. В данном случае, "мы" - это путинские. Те, кто владеет газовыми и нефтяными компаниями. И немножко угольными тоже. Им же надо продолжать набивать карманы, иначе в чем смысл жизни?
Но вот какая штука. Именно такое развитие, которое заключается в добыче, сжигании и продаже ископаемого топлива, противоречит логике Парижского соглашения. Оно ведь про то, что надо прекратить жечь, про то, что добывать энергию предстоит не из ископаемого топлива. Иначе климату на планете, к которому мы привыкли и резкое изменение которого несет людям смертельные беды, кранты. В самом прямом смысле.
Кранты виллам на озере Комо, домикам на Мальдивах и Сейшелах, во всех береговых зонах, во всех районах ниже уровня моря (который будет повышаться чем дальше, тем больше). Кранты промышленности по производству еды, как и многим другим промышленностям. Кранты финансовой системе. И путинской, и западной, которая простоит наверное чуть дольше, но все равно рухнет, как и все остальное.
Факт в том, что решение России о присоединении к Парижскому соглашению никак не влияет на то, что все государственные программы в России предусматривают лишь наращивание добычи ископаемого топлива. Как для собственного использования, так и для экспорта. Россия подтирается всеми соглашениями, которые она подписывает, опуская значение собственных государственных решений до уровня мусорной корзины.
Но сейчас дело даже не в этом. А в том, что мы стоим на пороге огромных изменений, к которым мы не готовы. Последствия испытают на себе не столько те, кто у власти сегодня, сколько те, кому сейчас 16 или 20 лет. Не говоря уже о более молодых. Это их будущий мир превращают в ад алчные политики. Это у них крадут будущее прямо сейчас.