Инициативная группа ульяновцев проводит в городе фестиваль «Том Сойер Фест» — волонтеры самостоятельно восстанавливают дома без поддержки властей. Идея перенята у самарцев, которые запустили этот фестиваль в 2015 году. О первом отремонтированном доме, трудностях и успехах — в репортаже «7х7».

С 20 августа на людной улице Радищева из небольшого одноэтажного деревянного дома №55 идет шум и летит строительная пыль. В здании работают волонтеры фестиваля «Том Сойер» - они выбрали его для ремонта и теперь пробуют восстанавливать.

Такие фестивали «по восстановлению исторической среды» прошли уже в нескольких десятках городов России: Казани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Томске, Саратове. Первыми ремонт старинных домов начали у себя самарцы. Как рассказывает один из местных координаторов проекта Ксения Артюхина, ульяновская инициативная группа летом ездила к ним на учебу. После чего в августе была собрана команда из волонтеров, готовых работать и искать дом.

Артюхина рассказывает, что, несмотря на большое количество полуразвалившихся старинных домов в центре города, отыскать подходящий объект было трудно. Где-то были против жильцы: надеялись, что их дома скоро признают аварийными и снесут, а людей переселят в новостройки. А где-то здание числилось как объект культурного наследия, и на его реконструкцию требовались соответствующие документы, которые нелегко оформить.

Дом №55 привлек волонтеров своей самобытностью: подобных ему рядом осталось совсем немного, улица Радищева почти вся застроена новостройками. Всего в выбранном в итоге доме живет шесть семей, по большей части это арендаторы, но есть и владельцы. У них инициативная группа и получила разрешение на ремонт, но остальные жильцы тоже не были против.

Об истории здания жильцы на удивление знают мало. Им известно лишь то, что дом — XIX века постройки и когда-то здесь жил священнослужитель, а позже, когда у здания появились дополнительные пристройки, их начали выкупать.

 
 
 

Виктор Казаков, живущий здесь 30 лет, рассказывает, что узнал о планах на ремонт из буклета с информацией о фестивале, который нашел в своем ящике. «Прочитал, заинтересовался», — говорит мужчина. «Потом, спустя несколько дней, пришли ребята, уточнили, согласны ли мы принять участие в таком проекте. Мы с соседями посовещались и дали добро. А что? Рядом с домом у нас остановка общественного транспорта, много людей ходит, всем будет приятно смотреть на красивое здание, в том числе и нам, конечно», - поясняет Казаков.

Он иногда теперь выходит с инструментами и тоже помогает волонтерам: «Ребята все молодые, в плотничестве пока еще мало понимают, поэтому я с советами прихожу: иногда инструменты какие дам, что-то сам да подлатаю».

«Мы уже отшлифовали фасад, сейчас меняем старые резные оконные наличники на новые, отремонтировали завалинку. Хотели уже приступать к покраске, но спонсор, который обещал прислать нам краску, прислал ее позже ожидаемого срока, поэтому мы отложили это дело и решили дополнительно отремонтировать еще крышу и водосток, — рассказывает волонтер Гузель Амерханова. — На водосток, кстати, мы собирали всем миром — собрали. Теперь думаем, что делать с крышей».

Проходящая мимо женщина этот энтузиазм не разделила и отметила, что вместо помощи бездомным или больным детям ребята «чужому дяденьке дом бесплатно ремонтируют». «Заняться больше нечем», — резюмировала она.

Сейчас активисты работают на объекте каждый день. С 20 августа — дня начала фестиваля — желающих помочь поубавилось, но ремонт идет. Однако уже не хватает помощи спонсоров. Волонтеры признаются, что найти партнеров оказалось непросто: даже проявившие интерес компании не торопятся выполнять обещания. Большую часть работы активисты выполнили на собственные средства, но их недостаточно. Сейчас ребята просят помощи в своей официальной группе «ВКонтакте»

Ульяновские волонтеры равняются на товарищей из других городов, где проходит аналогичный фестиваль. Местные добровольцы признаются, что при любых трудностях обращаются за советами к волонтерам проекта из Самары, которые за пять лет существования фестиваля «Том Сойер» натерпелись немало. К счастью, по словам активистов, в Ульяновске у них серьезных проблем пока не возникает: власть в дела благотворителей не вмешивается, но и не помогает.