Рок-фестиваль «Чернозем», который в пятый раз прошел на окраине Тамбова в середине августа, перестал умещаться в отведенные ему 35 га территории. Растущее количество зрителей подталкивает организаторов к поиску новой площадки размером минимум 50 га. Как небольшой провинциальный фестиваль вырос до общероссийского уровня и почему его называют «самым душевным событием года» — в обзоре «7х7».

«Благое место, освященное рок-н-роллом»

«Чернозем» начался в 2015 году с отметки в 5 тыс. зрителей. С тех пор огромное поле на въезде в Тамбов собирает все больше гостей, что свидетельствует о растущей популярности фестиваля. В 2016 году «Чернозем» посетили 15 тыс. человек, в 2017 году — порядка 20 тыс., в 2018 году — сразу 37 тыс. Последний «Чернозем» собрал более 40 тыс. зрителей. Чтобы послушать любимых рок-исполнителей, люди приезжают со всей страны, в том числе из Сибири и Дальнего Востока. В этом году одним из ведущих «Чернозема» стал журналист и блогер Юрий Дудь.

— Сразу много моих друзей говорили, что в Тамбове отличные ребята проводят отличный фестиваль, — рассказал Юрий Дудь со сцены. — Говорили, что тут кипяток стоит не 100 рублей за пол-литра, а ноль рублей за пол-литра. Говорили, что отличная атмосфера и музыканты самых разных жанров. Говорили, что здесь отдыхают так, как надо отдыхать на настоящих рок-фестивалях. Благое место, освященное рок-н-роллом.

 
 
 

«Чернозем-2019» проходил с 9 по 11 августа. На нем выступили почти 30 музыкальных групп. Среди них были «Ария», «Алиса», «Агата Кристи», «Knyazz», «Мумий Тролль», «25/17», «Пикник», Гарик Сукачев. Одним из самых жарких стало выступление группы «Порнофильмы», которая в связи с массовыми протестами в Москве исполнила свою новую песню «Это пройдет».

 
 
 

«Это надо менять. Но менять не дают»

По мнению Александра Леонтьева из группы «Северный Флот», «Чернозем» входит в десятку лучших фестивалей страны — в том числе по качеству звука.

— Мне очень приятно, что по технике здесь все тип-топ, — рассказал Александр Леонтьев на пресс-конференции. — Это значит, что фестиваль не мельчает. Значит, людям не насрать на то, как все это прозвучит.

Он убежден, что русский рок «уже сдох, но пока еще не пахнет». Леонтьеву кажется, что рокеры по-прежнему живы, а значит «обязательно найдется кто-нибудь с дефибриллятором и проведет реанимационные мероприятия».

Александр Леонтьев

— В последние годы маститые рокеры зажрались, и я четко понимаю причину: это корпораты [корпоративы], — сказал Александр Леонтьев. — Так уж в нашей стране сложилось, что нет богатых людей, которые свои деньги не украли. А если ты играешь для вора, тогда ты сам вор. Как ты можешь клеймить позором людей, у которых на свадьбе играешь?

Александр Леонтьев оказался одним из немногих участников «Чернозема», который согласился пообщаться с журналистами и поделиться политическими взглядами.

Он негативно относится к разгону митингов в Москве и Санкт-Петербурге. При этом участия в них принять не может, поскольку жена запрещает.

 
 
 

— У меня трое детей, и у меня другая социальная ответственность, — рассказал Александр Леонтьев. — Я не могу пойти туда и позволить сломать себе ногу, чтобы остаться потом без работы. Воры дико боятся, что их сейчас возьмут за жопу. У меня есть знакомый чиновник, и я знаю, какая у него зарплата. У него квартира за 20 лямов, два «Порша». У молодого пацана, который в Минэкономразвития работает какой-то пешкой. Это значит, что в системе что-то не так, и это надо менять. Но менять не дают. Народ выходит в Москве, и все равно не дают.

Билет в атмосферу

Организаторы фестиваля подчеркивают, что «Чернозем» является прежде всего музыкальной площадкой. Она создана для того, чтобы любители рока могли послушать своих кумиров и пообщаться в душевной атмосфере.

По словам Сергея Белозерова, который стоял у истоков «Чернозема» пять лет назад, никакой особой концепции в голове не было. Организаторы просто решили попробовать и сделать это хорошо. Где-то там, по мнению Белозерова, и «прицепился этот добрый элемент душевности».

Сергей Белозеров

— Мы его не привязывали кривыми нитками, он сам возник в воздухе, — рассказал Сергей Белозеров на пресс-конференции. — Прежде всего благодаря аудитории, которая правильно восприняла все это дело и ведет себя соответствующим образом. То есть душевно.

В 2019 году половина билетов была продана еще до того, как организаторы назвали имена выступающих групп. То есть люди покупали билеты на атмосферу, а не на артистов.

Для того чтобы в этом году разместить больше 40 тыс. участников, площадь «Чернозема» пришлось увеличить до 35 гектаров. И это стало пределом для Татарского вала, на котором фестиваль проходит пять лет.

— Иногда в интернете пишут, что там же чистое поле, и как вообще могут кончиться билеты? — рассказал Сергей Белозеров. — Ну вот они могут элементарно кончиться, потому что у всего есть свои границы и те же требования безопасности. Сейчас у нас 35 га, и мы в них не умещаемся. Мы ищем сейчас землю в 50 га для дальнейшего роста, потому что народу едет все больше. Пришла пора уходить с намоленного места, потому что место нас уже не выдерживает.

Требовать перемен от себя

Фестиваль «Чернозем» создан в тесном сотрудничестве с местной властью, а его куратором является губернатор Тамбовской области Александр Никитин.

Александр Никитин

— Пятый год мы создаем комфортные условия не только для артистов, но и в первую очередь для зрителей, — рассказал Александр Никитин на пресс-конференции. — Это действительно самое душевное событие года, потому что оно от души идет.

По его словам, Тамбовская область уже давно сделала ставку на событийный туризм. Здесь проходят фестивали гастрономического и музыкального направлений, набирают популярность молодежный рок-фестиваль и фестиваль духовых оркестров, фестиваль Рахманинова и «Песня над Цной». Отвечая на вопрос журналистов о самых невероятных фантазиях, губернатор Александр Никитин сказал, что из всех рок-музыкантов больше всего хотел бы пообщаться сейчас с Виктором Цоем.

— В юношеское время очень многие его песни нравились, но я недооценивал, — рассказал губернатор. — А сейчас, спустя многие годы, слушаешь и понимаешь… Несмотря на то, что он революционер был, он был революционер в душе, а не в жизни. Он требовал перемен от себя. У нас сейчас очень много революционеров в жизни, но мы мало требуем перемен от самих себя.