Урбанист Святослав Мурунов рассказал на рязанском фестивале урбанистики «Город — Человек» зачем нужны городские сообщества, как они меняют облик городов и почему власти пытаются поставить их под свой контроль. Главные тезисы его лекции - в расшифровке "7х7".

Лекция Святослава Мурунова

«Самоорганизуются вокруг того, что их волнует»

Что такое городское сообщество, какова его модель? Это не семейные и не рабочие отношения, поскольку в семье и на работе другие ценности и цели. Сообщество — это самоорганизованная группа людей, и в этом понятии ключевое слово — «самоорганизованная». Именно оно отличает сообщество от семьи, потому что в семье с детства говорят: «Ты еще мал, вырастешь — поймешь», а на работе говорят: «Ты чего выступаешь, я тебе плачу деньги, вот и помалкивай». В семье, школе и на работе человеку кто-то указывает, что надо делать и как именно, в городском сообществе каждый участник сам принимает решение, с кем взаимодействовать, с кем нет.

Деятельность городских сообществ «крутится» вокруг города и городских проблем.

Типы городских сообществ:

— Которые формируются вокруг городских проблем: зоозащиты, экологии, сохранения исторического наследия;

— Которые формируются вокруг молодежных субкультур: косплея, йоги, хенд-мейда;

— Которые формируются вокруг городских «уникальностей»: личностей, мест, объектов.

Люди cобираются в городские сообщества, чтобы объединить свои знания, идеи и ресурсы, чтобы достичь какой-то цели. Участники сообществ — те самые «странные люди», которые тратят свои силы, время и деньги безвозмездно. У них нет уставов, порой нет четкого плана работы, зачастую нет четко поставленных целей, потому что городские сообщества — это институты, которые в настоящее время развиваются.

Городские сообщества возникли примерно в 2010-х годах, «потому что в 1990-е было страшно, в 2000-е было всем до себя», после этого у них появилось свободное время, либо они самоопределились и поняли, что могут не только брать, но и отдавать.

 

«Не гнаться за количеством, а изменить отношение к проблеме»

Во многих сообществах есть один лидер, от которого зависит все: он ставит задачи и цели, раздает указания и планирует, как надо сделать. Он — генератор идей, он же — «движок» и обладатель всех накопленных знаний. Уйдет он — распадется сообщество. Он может просто устать, жениться, уйти в армию. В этом первая проблема.

В крепком сообществе есть активное ядро — лидеры и активные люди, пассивное ядро, которое активизируется только в моменты конкретных действий, мероприятий, и виртуальное ядро — поддерживающие «на расстоянии».

Настоящее городское сообщество отличается от ненастоящего тем, что оно создает событие, а не обсуждает в интернете, что нужно сделать. Оно пытается влиять и влияет на изменение жизни в городе, оно постоянно проводит реальные гаражные распродажи, воркшопы, барахолки и т. д. Эти сообщества открыты для всех желающих. Чаще всего они постоянно собираются в каком-то месте — кафе, у памятника, в определенном месте парка. Его участники должны уметь четко ответить на вопросы: зачем он этим занимается, для чего, а не просто: «мне нравится, меня это интересует».

Еще одна проблема городских сообществ — стремление к количеству. Количеству проведенных мероприятий, велосипедистов, тонн собранного мусора. Можно собрать очень много тонн мусора, но он появится вновь, потому что нужно влиять не на количество, а на сознание. Цель сообщества — изменить отношение окружающих к существующей проблеме, либо памятному месту, либо событию. Им не надо выполнять или перевыполнять какой-то план.

 

Опасения городских властей и гранты

Городские сообщества — те люди, которые умеют договариваться внутри себя и с другими сообществами. Если внутри сообщества каждый будет бесконечно бороться за лидерство, сообществу некогда будет заниматься конкретными делами, если одно сообщество не сумеет договориться с другим, то они все вместе не смогут сделать одно большое конкретное дело.

Городские власти обычно опасаются городских сообществ, так как считают, что «они метят на их место», открыто и понятно говорят о проблемах и на их сторону может встать большинство горожан. Если они скооперируются с бизнесом и властью, получат ту же самую власть. Поэтому пытаются зарегистрировать городские сообщества, пересчитать и расписать повестку волонтерам.

Для нормального существования городских сообществ требуются следующие условия:

— В городской повестке должно быть само определение городского сообщества — какое оно и зачем;

— Для них должно быть место, штаб. Для этого [в Рязани] отлично подходит Торговый городок: раздать все павильоны велосипедистам, йогам и всем остальным. Виртуальное общение — это хорошо, но участники должны где-то постоянно встречаться «вживую». Должно быть пространство для проведения мероприятий. Для этого не подходят музеи и библиотеки, потому что туда пустят только после кучи согласований и предъявления бумажек.

Самоорганизованные сообщества «сажают» на гранты, после чего они не могут не только развиваться, но и делать что-то, выходящее за рамки гранта. Исчезают время и силы: участникам нужно постоянно заполнять отчеты в Министерство юстиции. С одной стороны, растет репутация: «о, это же обладатель гранта!», с другой — абсолютно непонятно по отчетам, достигло ли сообщество ту цель, которую ставило. Главное — изменилось ли что-то в обществе, в сознании людей, после того как сообщество отработало свой грант.

Святослав Мурунов

Не держаться за «героев»

Горожанин и житель города — это разные понятия. Житель живет в этом городе, а горожанин — это позиция, он может уже не жить в этом городе, но переживать о нем, стараться как-то влиять на развитие и что-то для него делать.

Городские сообщества стараются уходить от лидерских моделей. Потому что сообщество не может бесконечно держаться на героях — их мало и их можно заблокировать. Сообщества должны объединяться вокруг какой-то цели, манифеста: к такому-то сроку мы снизим количество мусора на столько-то. Нельзя объединяться для того, «чтобы заниматься экологией» или «оказывать помощь больным», нужна конечная конкретная цель. Городские сообщества — это не бесконечно продолжающееся действо, не надо бесконечно ловить бездомных животных, нужно сделать так, чтобы их не стало.

Городское сообщество — это временное явление, которое возникает, когда городу плохо или хорошо, когда ему нужна поддержка. Оно исчезает, когда проблема решена или сознание горожан изменено так, что проблема вот-вот решится. Это не секта, из которой нет выхода, и не пожизненная обязанность.  


В рязанском Торговом городке, расчищенном от мусора и подготовленном для свободного творчества волонтерами, 17–18 августа прошел открытый фестиваль урбанистики «Город — человек». «Увлекательные лекции о городах, интервью, дискуссии и занятия от спикеров всей страны, от ученых до городских активистов. Понятно будет всем, интересно каждому» — так представили фестиваль-лекторий организаторы.

Директор по региональному развитию Центра территориальных инициатив «Архполис» Святослав Мурунов — урбанист, исследующий российские города. Он называет себя «социальным инженером». Занимался проектированием и ребрендингом отдельных территорий в Казани, Сочи, Саратове, Саранске, Москве, Петербурге и других городах России.