В Сыктывкарском городском суде 5 и 6 августа на заседаниях по делу о восстановлении на работе зампреда правительства Коми Ларисы Максимовой попытались восстановить хронологию процедуры ее увольнения. Как выяснилось, республиканская комиссия по противодействию коррупции единогласно признала наличие конфликта интересов в ее работе. Супруг чиновницы Игорь Максимов работает заместителем гендиректора компании «Коми коммунальные технологии» (ККТ), учредителем которой является правительство региона.

О конфликте интересов

Проверка на предмет наличия конфликта интересов в работе зампреда правительства Коми Ларисы Максимовой началась после того, как 27 декабря 2018 года она написала уведомление о «личной заинтересованности», рассказал на заседании суда первый зампред правительства Коми Михаил Порядин. Чиновник пояснил, что он сам попросил написать уведомление Максимову, поскольку наличие конфликта интересов, по его словам, «не было задекларировано» на протяжении почти трех лет, что она работала в правительстве. В свою очередь Максимова заявила, что разговор с Порядиным и подача уведомления состоялись по ее инициативе.

Проверка выявила возможность конфликта интересов в работе Ларисы Максимовой, подтвердил в суде начальник управления государственной гражданской службы администрации главы Коми Андрей Денисов. По его словам, полномочий для того, чтобы проверять и выявлять нарушения, у комиссии нет:

— Конфликт интересов — это внутреннее дело каждого. Он должен быть прямо как маячок внутри: он это чувствует, он это знает, он об этом должен доложить сам. Не со стороны ему должны об этом сказать, он об этом должен доложить сам сразу же.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Коми и член комиссии по противодействию коррупции Игорь Бобков заявил в зале суда, что у Максимовой был конфликт интересов из-за того, что компания «Коми коммунальные технологии» (ККТ), в которой на должности первого заместителя гендиректора работает ее супруг, была в прямом подчинении чиновницы:

— Минимущество в вашем ведении, а у нас республика — единственный учредитель в данном предприятии.

В свою очередь генеральный директор ККТ Николай Тимушев рассказал в суде, что никакого давления в принятии решений со стороны правительства «никогда не оказывалось», а муж бывшего зампреда Игорь Максимов получал повышения по инициативе директора. Один раз, в декабре 2018 года, по словам свидетеля, собрание совета директоров проходило в кабинете Максимовой. По какой причине оно было там, он не знает.

Об отстранении и увольнении

Андрей Денисов участвовал в заседании президиума комиссии по противодействию коррупции 24 мая как член президиума и секретарь. Максимова, по словам свидетеля, заранее письменно предупредила участников, что «не намеревается присутствовать». По словам Порядина, за сутки до начала заседания он предложил ей «ликвидировать конфликт интересов». Речь, уточнил он, шла об увольнении либо самой чиновницы, либо ее супруга. Максимова, со слов свидетеля, отвергла это предложение. В итоге все шесть участников заседания президиума комиссии по противодействию коррупции пришли к выводу, что конфликт интересов у зампреда правительства республики Максимовой действительно есть.

— Предоставилось на голосование два варианта решения. Первый — конфликт интересов есть и необходимо принять меры по его устранению; и второй вариант, что конфликт интересов есть и необходимо применить меру ответственности в виде увольнения за утрату доверия. И вот состоялось голосование. За первый вариант, который вот я назвал, было два голоса, четыре против. За второй вариант было четыре за, два против, — сказал в суде Денисов.

Вечером 24 мая он подготовил доклад по итогам заседания и отдал его на подпись Михаилу Порядину. Примерно в обед 27 мая Денисову поручили подготовить распоряжение об отстранении Максимовой, а в 16 часов ее с ним ознакомили:

— Максимова задала мне два вопроса. Первый — это надо ли находиться на работе, появляться в случае отстранения. И второй вопрос, будет ли оплачиваться время рабочее после того, как работник отстранен. Я зашел в кабинет к Ларисе Владимировне [Максимовой], успел проговорить только первый вопрос о том, что в случае отстранения на работу приходить не нужно. Лариса Владимировна сказала: «Мне ваши пояснения не нужны. Покиньте, пожалуйста, кабинет».

28 мая глава Коми Сергей Гапликов попросил Максимову подготовить пояснения про конфликт интересов, около 17 часов в этот же день оно было готово и передано Порядину, рассказал в суде Денисов. По его словам, примерно в половину седьмого вечера первый зампред правительства Коми вызвал его к себе и сказал, что Гапликов ознакомился с пояснениями и принял решение об увольнении Максимовой по утрате доверия. Примерно в 19:20 распоряжение уже было подписано главой. Зарегистрировано оно было только около 9:30 утра 29 мая, так как «отдел документов» работает до 17:00, добавил начальник управления государственной гражданской службы.

Приказ об увольнении Максимовой готовила консультант-эксперт отдела по работе с кадрами администрации главы Коми Ольга Ануфриева. Проект приказа был подготовлен около 10 часов утра 29 мая, но ознакомили бывшего зампреда с ним только около 16 часов, потому что до этого времени никто не знал, что Максимова находится на рабочем месте. Чиновница не вернула приказ после ознакомления, посчитав, что это ее экземпляр, рассказала она в суде.

О заявлении по уходу за ребенком

В суде также выяснилось, что в 2017 году у Ларисы Максимовой родился ребенок, но до 2019 года она не указывала его в декларациях о доходах. Денисов узнал о поступившем от Максимовой заявлении по уходу за ребенком до трех лет примерно в 10 утра 29 мая от секретаря зампреда правительства республики Ольги Галь и консультанта-эксперта отдела по работе с кадрами администрации главы Коми Инны Рыжковой. Они принесли ему заявление, но он отказался его принять в связи с подписанным распоряжением главы. Еще одной причиной отказа в принятии заявления, по словам Рыжковой, было отсутствие сведений о ребенке.

— На мой взгляд, это уже не выход в отпуск по уходу за ребенком как таковой, а это, по сути дела, уже злоупотребление правом, на мой взгляд, — сказал Денисов.

Следующее заседание по иску Ларисы Максимовой пройдет 14 августа.


О том, что Ларису Максимову 27 мая отстранили от должности заместителя председателя правительства Коми, стало известно поздно вечером 28 мая. Утром 29 мая пресс-служба администрации главы Коми сообщила, что глава Коми Сергей Гапликов уволил Максимову в связи с утратой доверия, потому что она не предприняла мер для «урегулирования конфликта интересов, стороной которого являлась».

На должность исполняющего обязанности первого зампреда правительства 30 мая Гапликов назначил руководителя администрации главы республики Михаила Порядина. На медиафоруме «Местные» 11 июня Гапликов сказал, что конфликт интересов у Максимовой «был существенный», но на вопрос о конкретном эпизоде не ответил.

В конце июня Максимова подала иск к Гапликову в Сыктывкарский городской суд. Она просит признать увольнение незаконным, восстановить ее на работе в прежней должности, взыскать среднюю заработную плату с мая по день окончания судебного процесса, взыскать компенсацию морального вреда в 100 тыс. руб. и оплатить расходы на суд в размере 150 тыс. руб.