Гринпис России 24 июля сообщил о предполагаемом инциденте на установке по производству серной кислоты на Рязанском нефтеперерабатывающем заводе. В течение дня информацию на предприятии никак не комментировали, а затем разослали в некоторые СМИ опровержение. Что известно о ситуации на установке, что говорят работники предприятия и какие аварии происходили на заводе раньше — в обзоре «7x7».
Как появилась информация о возможном инциденте и как ее опровергали
Экологическая организация Гринпис России 24 июля около 12:30 сообщила в Telegram-канале, что на РНПЗ могла произойти авария, из-за которой воздух вторую неделю, предположительно, загрязняется вредными веществами — сернистыми соединениями. Гринпис ссылался на собственный источник на заводе.
В сообщении Гринпис сказано, что в июле 2019 года на установке по производству серной кислоты проводились технологические работы, из-за чего нагрузка на нее была увеличена. Это могло привести к тому, что очистные сооружения стали работать хуже, а выбросы сернистых соединений в атмосферу увеличились.
Гринпис утверждал, что об инциденте не оповестили жителей Рязани, органы власти области и руководство «Роснефти» в Москве.
Ни на рязанском НПЗ, ни в московском офисе «Роснефти» журналисты «7x7» не смогли получить комментарии по телефону. На запрос «7x7» на заводе не ответили. В управлении Роспотребнадзора по Рязанской области и управлении МЧС по региону отказались отвечать на вопросы «7x7» и попросили прислать запрос (отвечать на него ведомства могут в течение семи дней).
Информацию о неполадках на устновке РНПЗ со ссылкой на Гринпис или «7x7» распространили некоторые рязанские интернет-издания: "Вид сбоку", рязанское бюро «Новой газеты», YA.62. В государственном СМИ «Рязанские ведомости» публикаций о возможной аварии не было.
В 18:10 24 июля пресс-служба РНПК разослала в некоторые СМИ релиз (копия есть в распоряжении редакции), в котором опровергло сообщения об инциденте на установке.
«Информация, распространяемая отдельными, не заслуживающими доверия интернет-ресурсами, со ссылкой на неназванный источник о некоем „инциденте“ на установке по производству серной кислоты РНПК, не соответствует действительности», — говорилось в пресс-релизе.
Эту информацию опубликовали большинство СМИ региона. Например, в 18:20 на сайте RZN.info появилась новость с заголовком «А был ли выброс?»
Исполняющий обязанности министра по делам территорий и информационной политике Рязанской области Иван Ушаков предупредил рязанских журналистов на странице ведосмва в Facebook: «Будьте внимательнее, коллеги! Вброс о выбросе на РНПК уже опровергнут».
Что говорили сотрудники предприятия
Несколько сотрудников предприятия подтвердили корреспонденту «7x7» на условиях анонимности (запись разговора есть у редакции), что неполадки на установке, производящей серную кислоту, были. Они уточняли, что из-за возросшей нагрузки прогорел катализатор установки.
— Действительно стала установка серной кислоты дымить, но дымит она, по-моему, уже месяца два. Там действительно сгорел катализатор, и пока ничего непонятно, — сообщил «7x7» источник.
По его словам, что работники предприятия неактивно реагируют на происходящее на заводе:
— Им на работу не ходить, что ли? Если ветер не в их сторону, [нормально], если в их — то никак не дышат. Хотели, вроде, в августе останавливать [установку] на ремонт — она очень древняя, но... Она дымит без конца, летит из нее сернистый ангидрит. Если дождик пройдет, получается сернистый дождь. Сейчас дождичек прошел, если ветер не в нашу сторону, то хорошо, если в нашу — то на нас кислота течет.
На странице общественной рязанской организации «Дышим чистым» в таблице жалоб на неприятный запах с 1 по 24 июля появилось 55 сообщений. Чаще всего запах «паленой резины» или «химии» чувствовался в районе Южного промышленного узла: в Горроще, Дашково-Песочне и в поселке Шлаковый. За 24 июля рязанцы сделали семь записей, за 23 июля — девять записей. Они сообщали, что «невозможно дышать».
По сообщению сотрудников предприятия, в сейчас на установке проводятся некие работы.
Вопросы надзорным ведомствам
Редакция «7x7» направила запросы о ситуации в рязанский и московский офисы нефтеперерабатывающей компании. Мы надеемся получить ответы на следующие вопросы.
- Работа какого оборудования установки серной кислоты РНПК влечет за собой выбросы в атмосферу, и какие технологические факторы в его работе могут привести к превышению показателей экологических норм предприятия в области вредных выбросов в атмосферу?
- Замена какого оборудования установки серной кислоты РНПК могли бы привести к отклонениям от режима установки, приводящим к образованию облака смога над предприятием и близлежащей к нему территорией? Производилась ли такая замена в последнее время?
- Какие стадии процесса на установке серной кислоты РНПК включают в себя сбросы паров, газов или дымов в атмосферу? Как и чем регулируется состав выбросов с установки?
- Катализаторы какого типа используется на установке серной кислоты РНПК и каковы их заявленные и реальные эксплуатационные характеристики? Когда планируется замена текущих катализаторов на установке?
- Какие параметры и с какой систематичностью фиксируются и обрабатываются на предприятии для мониторинга состояния окружающей среды? За последние недели не было зафиксировано отклонений от норм этих параметров?
Вопросы о экологической обстановке и загрязненности воздуха за последние месяцы редакция направит в управления Росприроднадзора, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и природоохранную прокуратуру региона.
Гринпис России попросил провести проверку работы РНПК федеральные ведомства: природоохранную прокуратуру, Росприроднадзор и Ростехнадзор.
Какие инциденты происходили на РНПЗ
В июне 2019 года исполнилось 50 лет с момента возникновения на заводе первого пожара, который мог обернуться техногенной катастрофой. Возгорание возникло в колодцах промышленной канализации, вблизи резервуаров с горючими жидкостями. Его тушили все пожарные подразделения города, но пары нефтепродуктов все же воспламенились. 12 пожарных получили сильные ожоги, четверо погибли. В память о них на территории РНПК 3 июля установили стелу.
12 февраля 2014 года на РНПК произошел другой пожар: пустые цистерны врезались в наполненные топливом. Возгорание было локализовано в течение нескольких часов, на завод приезжал глава «Роснефти» Игорь Сечин. В течение нескольких лет нефтяники и железнодорожники (они перевозили цистерны) пытались переложить вину друг на друга. Представители РЖД подчеркивали, что их не допускают на предприятие для изучения ситуации. В 2017 году предприятие предъявило РЖД иски на сумму, равную примерно 1 млрд руб. Чем закончилось рассмотрение исков, неизвестно: информации об этом в открытых источниках нет.
В ноябре 2006 года на заводе «произошла разгерметизация на трубопроводе орошения с утечкой незначительного количества углеводорода в смеси с сероводородом». Пострадавших не было, работников не эвакуировали, превышения допустимых концентраций опасных веществ лаборатория не нашла.
Как чиновники и жители оценивали экологичность предприятия
У рязанских экологов были претензии к очистным сооружениям нефтезавода. С 2012 по 2014 годы жители прилегающего к предприятию поселка Турлатово неоднократно обращались в суд с исками об отравленном воздухе, но никогда не выигрывали. В 2014 году замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин заявил, что у прокуратуры и других надзорных ведомств есть все основания для приостановки деятельности РНПК из-за превышения в выбросах сероводорода.
В апреле 2019 года губернатор Николай Любимов признал: «Очистные сооружения завода, которые эксплуатируются с 1960 года, не обеспечивают защиту окружающей среды в полном объеме. Сероводород выделяется из сточных вод в атмосферу, из-за этого происходит систематическое загрязнение воздуха в деревне Турлатово, в районах Дашково-Песочня, Городская Роща и поселок Строитель».
Через месяц министерство природопользования Рязанской области сообщило, что на РНПЗ проводится плановая проверка. При этом в 2018 году, несмотря на многочисленные жалобы рязанцев на неприятные запахи, надзорные ведомства не нашли превышений предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязняющих веществ.
В начале июня 2019 года правительство Рязанской области подписало соглашение с «Роснефтью» о пятилетнем взаимовыгодном сотрудничестве. Документ предполагал «принятие ПАО НК „Роснефть“ мер, направленных на разработку и проведение природоохранных мероприятий».
Что известно про завод
Рязанскому нефтеперерабатывающему заводу (РПНЗ) в 2020 году исполнится 60 лет — он введен в эксплуатацию в 1960-м. Это одно из градообразующих предприятий, у него повышенный класс опасности.
В 1993 году завод приватизировали, через два года предприятие вошло в состав Тюменской нефтяной компании, которой до 2013 года руководили российские олигархи Михаил Фридман и Виктор Вексельберг совместно с британской компанией British Petroleum. В расследовании издания «Метла» говорится, что затем государство через госкорпорацию «Роснефть» смогло выкупить компанию в 70 раз дороже — за 56 млрд долларов. «Роснефть» опровергала информацию о том, что РПНК является дочерним предприятием корпорации. По информации «Метлы», это не так: «Роснефть» владеет РНПК через кипрские офшоры. Издание делает вывод, что госкорпорация таким образом может избегать общественного контроля и платить меньше налогов.
РНПЗ перерабатывает 18,8 млн тонн нефти в год.