В Удмуртии проходят массовые протестные акции против строительства завода по переработке опасных отходов. Первый митинг в Камбарке, где планируется создание комплекса, собрал 22 июня около 500 человек, на акцию в Ижевске 5 июля пришло вдвое больше людей. Глава Удмуртии Александр Бречалов называет протесты «видом заработка», а местные экоактивисты призывают единомышленников из других регионов создать единое движение. Подробнее — в обзоре «7x7».

Не допустить строительство опасного предприятия

Участники митинга собрались в Ижевске на площади перед монументом «Дружба народов» и потребовали от властей гарантий, что в республике не будет как в Шиесе (на этой станции в Архангельской области планируется построить полигон для мусора из Москвы). Выступающие призвали чиновников одуматься ради здорового поколения, будущего детей и не допустить строительство опасного предприятия в республике. В противном случае глава региона Александр Бречалов должен уйти в отставку, уверены манифестанты. Как сообщил корреспондент «7х7», на протестную акцию в Ижевск приехали жители соседних регионов — Башкортостана, Татарстана и Пермского края. Они опасаются оказаться в зоне заражения в случае утечки радиоактивных отходов на будущем заводе.

Согласно постановлению правительства РФ от 30 апреля 2019 года, предприятия по переработке отходов I–II классов опасности (соответственно чрезвычайно опасные и высоко опасные вещества) появятся в Кировской, Курганской и Саратовской областях. В конце митинга в Ижевске его организаторы — активисты «Российского социалистического движения» — призвали Киров, Курган, Саратов и Шиес объединиться в единое протестное движение против строительства «заводов смерти».

 

«Мы, жители Камбарки, против строительства»

Жители Удмуртии в начале июня узнали, что на базе закрытого завода по уничтожению химического оружия в городе Камбарке планируется создать предприятие по переработке отходов I–II классов опасности. Местная жительница Надежда Кузьмина создала в интернете петицию с требованием не допустить возобновления работы опасного химического комплекса по переработке опасных отходов в Удмуртии. В петиции, которую подписали, по данным на 8 июля, 16 тыс. человек, сказано, что в случае утечки опасных отходов, которые планируют свозить в Камбарку со всей России, пострадают все регионы по течению реки Камы: Башкортостан, Татарстан, Пермский край.

— На уровне слухов о строительстве завода стало известно после приезда в Камбарку главы региона Александра Бречалова, потом стали смотреть в интернете и нашли постановление правительства, что у нас появится предприятие по переработке отходов I–II классов опасности, — сказала «7х7» автор петиции Надежда Кузьмина. — Мы, жители Камбарки, против строительства. Власти обещают для города 200 новых рабочих мест, но они «погоду» для нашего городка не сделают [в Камбарке проживают 10,5 тыс. человек]. Мы также понимаем, что такие заводы нужны в России, но почему бы их не строить в местах, где никто не живет? Понятно, что они скажут, нужны будут в этом случае дополнительные траты на инфраструктуру, но, мне кажется, цена человеческих жизней дороже. Разве нет?

«РосРАО»: Бояться не стоит

В Камбарке размещались склады химического оружия, которое по постановлению правительства России к марту 2009 года было полностью уничтожено. Об этом сообщил 13 июня на первых публичных слушаниях в Камбарке представитель предприятия по переработке радиоактивных отходов «РосРАО» Максим Корольков. Он заверил присутствующих, что «радиоактивных отходов здесь не будет и бояться не стоит», и сказал, какие именно отходы будут завозиться в Камбарку:

 — Отходы первого и второго класса опасности — что это такое? Если подумать, то это предметы быта, с которыми мы сталкиваемся каждый день и порой безответственно подходим к их утилизации. Это ртутные лампы, отслужившие свой срок службы, аккумуляторы, различные масла. Все это мы можем находить сейчас в оврагах, что весьма небезопасно. Важно, чтобы эти опасные отходы находились в подконтрольном государственном обороте.

Запуск предприятия, по словам Максима Королькова, ожидается не ранее 2023 года, федеральный бюджет выделил на этот проект более 5 млрд рублей.

Заместитель председателя комиссии по экологии Общественной палаты Удмуртии Сергей Пермяков сказал, что проект пройдет через публичные слушания с участием жителей, чтобы избежать распространения ложной информации. Протестующие против строительства завода не верят уговорам чиновников про то, что сюда не будут свозиться радиоактивные отходы. 

— Общественные слушания — это составная часть государственной экологической экспертизы, в ходе которых любой гражданин вправе предложить конструктивные предложения по данному вопросу, — сказал заместитель председателя комиссии по экологии Общественной палаты Удмуртии Сергей Пермяков. — В настоящий момент на базе созданной рабочей группы при Общественной палате формируется план информирования населения о предстоящих мероприятиях. В том числе рабочая группа организует сбор предложений, поступающих от населения республики, с целью их детального изучения и выработке предложений к «РосРАО».

 

«Вопросы остаются без ответа»

— Справедливые и понятные вопросы населения про то, какие все-таки отходы будут свозиться в Камбарку, остаются без ответа, — сказал «7х7» общественный активист Тимофей Каблуков. — И, потом, ответ представителя «РосРАО» Максима Королькова про то, что они якобы пока обсуждают, что сюда будут свозить, звучит как-то несуразно, когда правительство РФ уже выделило на реализацию проекта 5 млрд рублей. Люди не услышали никаких гарантий, что здесь не будет как в Шиесе, поэтому они готовы выходить на митинги.

Первый согласованный митинг против создания комплекса по переработке опасных отходов прошел в Камбарке 22 июня. По оценкам организаторов акции, он собрал около 500 человек. Одиночные пикеты прошли в Ижевске в первых числах июня. Активистка ижевского штаба политика Алексея Навального Анастасия Синельникова выходила на акции протеста два раза — к зданию администрации главы и правительства Удмуртской республики и к монументу «Дружба народов».

— Протестная активность в Удмуртии против «завода смерти», который обещают построить к 2023 году в Камбарке, только возрастает, — сказала Синельникова корреспонденту «7х7». — Если на первый митинг 22 июня в Камбарке вышло около 500 человек, то в Ижевске в дождь пришло около тысячи. Сегодня я была в больнице, разговаривала с врачами по поводу строительства завода в Камбарке. Бюджетники не боятся и тоже согласны идти на митинги. Люди понимают, что, если сейчас нам не спастись, в будущем спасать будет некого. Вживую людей, которые выступают за строительство комплекса по переработке опасных отходов, я не видела, только в интернете. Если быть объективными, то почему даже те, кто в соцсетях пишет «за завод», не могут мотивировать людей — предложить инфраструктуру, детские площадки например. Странно и то, что от нас скрывают, какие именно отходы сюда хотят свозить, нет никакой конкретики. Значит, есть, что скрывать, так считает народ.

В резолюциях протестных акций, которые прошли 5 июля в Ижевске и 6 июля в Сарапуле, активисты потребовали отставки главы Удмуртии Александра Бречалова, который «идет наперекор интересам жителей республики». Ситуацию в Камбарке глава региона впервые прокомментировал 4 июля местному телевидению. Он сказал, что власти открыты для диалога, но «некоторые силы пытаются дестабилизировать ситуацию в регионе»:

— Вы знаете протест, это же некий жанр, это вид заработка. Можно протестовать против всего плохого, за все хорошее. Люди раскачивают такую информацию, которая не соответствует действительности, что Камбарка по таким показателям, как онкологическая заболеваемость и смерть от онкологии, — номер один у нас район в республике. Это ложь, это неправда. Я могу сказать, что только вчера мы подводили итоги шести месяцев по здравоохранению. Количество умерших от злокачественных новообразований по сравнению с аналогичным периодом 2018 года в Камбарке сократилось в два раза. У нас, к сожалению, есть районы, где другая динамика, которые никак не относятся территориально, даже не граничат с Камбарским районом.

 

«Наладить диалог с властью не получается»

Активист из Удмуртии Дмитрий Морозов сказал корреспонденту «7х7», что диалог с властью пока наладить не получается:

— Учитывая, что перед проведением публичных слушаний 13 июня нас по дороге в Камбарку остановил патруль ГИБДД и устроил досмотр, что мы расценили как оказываемое давление со стороны власти на активистов, наладить диалог с властью не получается. Если учесть слова властей, что без публичных слушаний они ничего строить не будут, то как проходят эти слушания, мы знаем. Мы знаем, как они созывают бюджетников, как потом экологи обещают, что все будет хорошо. В Удмуртии прошли первые митинги против завода в Камбарке, и многие спрашивают, что дальше. Поскольку аналогичные «заводы смерти» могут появиться в других регионах, мы призываем создать единое протестное движение и объединиться Кирову, Кургану, Саратову и Шиесу. Потому что пока мы проводим митинги в рамках своих городов, протесты остаются незаметными, нам пора выходить на федеральный масштаб.


Строительство комплексов по переработке отходов I и II классов опасности в четырех регионах России планируют начать в 2021 году. Согласно постановлению правительства РФ, комплексы в 2019–2023 годах появятся на базе объектов по ликвидации химического оружия в Саратовской, Курганской, Кировской  областях и Удмуртии.

В декабре 2018 года жители Архангельской области и  Республики Коми организовали круглосуточную вахту на Шиесе, на месте строительства «экотехнопарка», куда планируют свозить мусор из Москвы и Московской области.