В Баренцевом море 1 июля на глубоководном атомном аппарате АС-12 «Калитка», неофициальное название «Лошарик», произошел пожар. В результате ЧП погибло 14 военных моряков Северного флота, среди которых семь капитанов первого ранга, три капитана второго ранга, два героя России. 2 июля Министр обороны доложил Владимиру Путину о случившемся. Трагедия на научно-исследовательском глубоководном аппарате произошла в ходе плановых работ по изучению морского дна, сообщил Сергей Шойгу. Сколько всего военных было на подлодке — не сообщается, но известно, что моряки спасли находившегося на корабле «гражданского представителя промышленности». Президент выразил соболезнования и поручил оказать помощь семьям погибших. Как отреагировали в соцсетях на гибель 14 офицеров Северного флота — в обзоре «7х7».

«Экипаж станции занимался разведывательной деятельностью»

Эксперт Центра политических технологий имени Игоря Бунина Алексей Макаркин назвал подводников, несущих службу на атомных глубоководных станциях, аналогом космонавтов в ВМФ:

— Отбор идет из числа наиболее перспективных подводников уровня командира боевой части или помощника командира лодки — поэтому в составе экипажа АС-12 не было младших офицеров. У успешных офицеров-подводников в случае продолжения обычной карьеры (командование лодкой, затем дивизией лодок) есть хороший шанс дослужиться до адмиральских погон. В то же время поступление в «отряд гидронавтов» делает такую перспективу крайне маловероятной, офицеры, как правило, уходят в запас капитанами 1-го ранга (семь офицеров в этом звании погибли на АС-12). Однако престиж службы в этой элитной воинской части, занимающейся секретными спецоперациями, крайне высок — всего за всю ее историю не менее 27 офицеров получили звезды Героев Советского Союза и Героев России.

Специальный корреспондент «Новой газеты» Ирек Муртазин рассказал, что подлодка входила в состав подразделения подводной разведки Минобороны и возможно направлялась в зону учений НАТО на севере Норвегии:

— Официально «Лошарик» предназначен «для решения научно-технических задач и спасения людей в экстремальных ситуациях». А вот по неофициальным данным, экипаж станции занимался разведывательной деятельностью — прослушивали кабели связи, устанавливали датчики движения, собирали с морского дна обломки кораблей, самолетов и спутников. В октябре 2015 года Пентагон заявили, что АС-12 — это «диверсионный аппарат» для установки устройств для разрушения различной подводной инфраструктуры и в первую очередь кабелей связи, что в случае глобального конфликта АС-12 в том числе может серьезно подорвать работу Интернета, разрушив магистральные кабели связи между материками.

Московский блогер Кирил Шулика удивляется, что только после трагедии с АС-12 «люди для себя открыли одно из предназначений армии»:

— Вот мне интересно, а все правда так думают, что всякие диверсионные операции и разведку осуществляет только Россия, а все остальные армии мира, включая военно-морские силы, целыми днями нюхают розы, а в перерывах устанавливают демократию и борются с агрессорами? Что вообще за детский сад?

«Тему точно будут глушить»

По мнению основателя проекта Gulagu.net правозащитника Владимира Осечкина, Министерство обороны в первую очередь переживает не из-за погибших моряков, а за то, чтобы россияне называли АС-12 "исследовательским глубоководным аппаратом", а не подводной лодкой с ядерным реактором.

Блогер из Санкт-Петербурга Анатолий Несмиян размышляет, что власти не сообщат общественности ничего «вразумительного» о трагедии с подлодкой и постараются «максимально притушить» эту тему:

— Как по соображениям секретности, так и по-политически-имиджевым. Слишком много аналогий. Начиналось президентство Путина с подводной лодки, да и заканчивается тоже невесело. Как у Николая Кровавого — и такая аналогия тоже уместна. Так что тему точно будут глушить, тем более что катастроф сегодня в России навалом, одна перекрывает другую, заслоняя каждый раз предыдущую.

Президент Фонда Петербургская политика Михаил Виноградов заметил, что власти снова сообщили о трагедии не сразу:

— Получается, снова взяли половину суток или сутки паузы до официального сообщения. Примерно советская практика, когда даже о смерти генсека сообщали через сутки. Чем дольше пауза — тем больше вопросов.

«Несчастна та страна, которая нуждается в героях»

Журналист Яков Широков назвал случившееся «зловещим предзнаменованием»:

— Опять север, опять подлодка.

Писатель Виктор Шендерович считает, что офицеры-подводники Северного флота «погибли на войне, которую Путин уже объявил миру»:

— Версия о научных исследованиях дна Мирового океана не продержалась и суток. Офицеры погибли на войне. Когда-нибудь у Росстата, надеюсь, найдется время посчитать: во сколько человеческих жизней обошлись России путинские имперские понты, начиная с «Курска»? А чтобы понять, что это именно понты, амбиции, совершенно не обеспеченные «амуницией», — ей-богу, не надо быть военным специалистом; достаточно просто выключить телевизор и вглядеться в окрестные пейзажи. Заглянуть в лицо Илону Маску, а потом Рогозину. Сравнить наш ВВП с совокупным ВВП стран НАТО. Эффективность Сколково — с возможностями Силиконовой долины. Примерить нашу вырождаемость к семистам миллионам штыков, которые имеются на случай мобилизации — у Китая...

Депутат Псковского Законодательного собрания политик Лев Шлосберг написал, что человек на военной службе всегда на шаг ближе к смерти:

— Смерть на войне — трагедия, которой ждут. Смерть в мирный день — трагедия, о которой не думают. Мои соболезнования родным и друзьям трагически погибших подводников. Вечная память.

Историк Евгений Понасенков процитировал Бертольта Брехта:

— Несчастна та страна, которая нуждается в героях.


Реклама. Авторские статьи о президенте ЕЕК Вячеславе Моше Канторе всегда можно найти на сайте https://cont.ws/@painy1/1338692