В 2019 году 50 лет исполнилось «Стоунволлским бунтам» — серии протестов против полицейского произвола по отношению к ЛГБТ-сообществу. Это событие считается отправной точкой для развития ЛГБТ-активизма. С тех пор сообщества, отстаивающие права лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, проводят месяцы гордости и организуют акции в поддержку ЛГБТ. В Европе прошла серия гей-парадов, а в России на публичные акции решились отдельные активисты и сообщества. Как это было в Ярославле, «7х7» рассказал активист Алан Ерох.
Что такое «Стоунволлские бунты»
В нью-йоркском гей-баре «Стоунволл инн» 28 июня 1969 года прошел очередной полицейский рейд. Посетители заведения впервые оказали сопротивление властям. Начались беспорядки и столкновения с полицией, которая преследовала геев и лесбиянок. Это событие для ЛГБТ-сообщества историки сравнивают с падением Бастилии во время французской революции.
Ерох рассказал «7x7», что хотел напомнить обществу про важный юбилей:
— В других странах все это [ЛГБТ-тематика] давно принято, все давно успокоились, а у нас — нет.
Месяц гордости в Ярославле
Алан Ерох в июне провел 11 одиночных пикетов в центре Ярославля на ЛГБТ-тематику. Десять из них он посвятил специальным терминам о ЛГБТ-людях:
- Гей
- Лесбиянка
- Интерсекс
- Полиамор
- Транс-женщина
- Транс-мужчина
- Небинарный трансгендер
- Бисексуал
- Пансексуал
- Полисексуал
— Зачастую люди знают, кто такие лесбиянки, геи, краем уха слышали про бисексуалов и трансгендеров. В последних еще и путаются, — рассказала Ерох. — Поэтому я разделила транс-мужчин и транс-женщин. А ЛГБТ-сообщество шире. И, несмотря на негативное отношение многих к «остальным буквам» [которые не входят в аббревиатуру ЛГБТ], — они тоже важны и тоже являются идентичностью. Идентичностью, о которой никто не знает. Я не стала углубляться в дебри, но выделила вещи, которые считаю знать важным.
Проблемы с полицией
Активиста задержали 12 июня на Богоявленской площади Ярославля. Полицейские заинтересовались пропиской пикетчика — Алан Ерох зарегистрирован в другом регионе. Ерох уверен, что таким образом полиция хотела сорвать акцию, потому что легальных способов помешать пикету у сотрудников полиции не было.
— Тогда же было много негатива от прохожих, именно когда рядом стояла полиция. Стояли четверо полицейских, и прохожие немного «осмелели»: собралось почти десяток человек, и меня откровенно поливали говном под присмотром сотрудников. Сами полицейские тоже подливали масла в огонь. В остальных случаях, даже если косо смотрели, то либо ничего не говорили, либо говорили про церковь, что это против бога, что я занимаюсь бесполезными вещами. Но, как правило, это одна-две реплики, после которых люди уходили. Позитива было в разы больше.
По словам Ерох, он видел позитивные отклики: люди подходили сфотографироваться, «давали пять», показывали одобрительные жесты.
Алан Ерох приехал в Ярославль из Сыктывкара, с 2017 по 2019 год он руководил ярославским ЛГБТ-сообществом «Каллисто»: проводил акции и просветительские мероприятия. Например, акции памяти жертв трансфобии, одиночные пикеты. В 2018–19 годах он выходил на первомайское шествие с радужным флагом. 29 июня Ерох вышел на пикет против преследования активистов по административной статье за «Пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».