Издание «Медуза» 1 июля опубликовало расследование спецкора издания Ивана Голунова и журналистов нескольких федеральных СМИ о переделе рынка ритуальных услуг в Москве. Именно во время подготовки этого расследования Голунова задержали в Москве по подозрению в сбыте наркотиков. После общественного возмущения и отсутствия доказательств глава МВД Владимир Колокольцев объявил о прекращении уголовного дела. «7x7» пересказывает содержание расследования.
Глава 1. Братские могилы
Пролог. В 2007 году власти Химок решили перенести братские могилы летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Местные активисты были против, они считали, что на месте могил хотят построить торговый центр. О неаккуратном переносе останков писал химкинский журналист Михаил Бекетов. В 2008 году его сильно избили, он стал инвалидом. Спустя пять лет Бекетов умер. На месте сквера, за который боролся журналист, стоят бизнес-центры.
Глава 2. Однокашники
На рубеже 2000-х и 2010-х похоронный бизнес в Химках начали контролировать выходцы из Камышинского военно-строительного училища Владимир Нырков, Юрия Чабуев и Петр Левченко. Они являлись сотрудниками администрации Химок. Вместе они создали несколько фирм, которые зарабатывали на похоронных услугах, строительстве и вывозе мусора. В качестве боевой силы против различных общественных активистов одногруппники использовали организации «Ночные волки Химки» и «Здоровая нация».
Глава 3. Из Химок — на Хованское
Однокашники получили контроль над крупнейшими кладбищами столицы. В 2016 году на Хованском кладбище произошел конфликт между «Здоровой нацией» и рабочими из Таджикистана, которые не хотели увеличивать неофициальные отчисления Чабуеву. В массовой драке участвовали от 200 до 400 человек, трое погибли. В 2018 году Чабуева осудили на 11 лет колонии, его друзья из госучреждения «Ритуал» были уволены. Почти все московские кладбища возглавили выходцы из Ставропольского края.
Глава 4. Ставропольские
Теневой доход от ритуальных услуг в Москве, по оценке собеседников «Медузы», достигает 12–14 млрд руб. в год. Передел рынка начался еще в 2015 году, когда на должность директора «Ритуала» назначают бывшего сотрудника управления экономической безопасности МВД Артема Екимова. После перестрелки он стал заменять людей Чабуева на своих — уроженцев Ставропольского края. Его заместителем стал бизнесмен Валериан Мазараки..
Глава 5. Банкиры
Братья Лев и Валериан Мазараки меняют бизнес с алкогольного на финансовый и учреждают ряд банков, у которых Центробанк регулярно отбирает лицензию, подозревая в отмывании денег.
Глава 6. Друзья из «Детского мира»
Люди из окружения осужденного за провокацию взятки генерала управления экономической безопасности и противодействия коррупции Дениса Сугробова утверждают, что Сугробов знал еще до своего задержания о том, что Екимов возглавит похоронный бизнес, поскольку является другом Марата Медоева — помощника главы УФСБ по Москве и Московской области Алексея Дорофеева. Источник «Медузы» утверждает, что Медоев решиал проблемы, которые возникали у ГБУ «Ритуал».
Глава 7. «Шайка-лейка»
Семьи Мазараки и Медоева дружат и вместе отмечают праздники. «Медуза» установила, в каких отношениях находятся сотрудники УФСБ и ГБУ «Ритуал».
Глава 8. Соседи
Жена Льва Мазараки, Дорофеев и отец с сестрой Медоева были соседями в дачном поселке «Лесная бухта», однако сейчас участок Эльды Медоевой и Алексея Дорофеева принадлежит Российской Федерации.
Эпилог
В конце 2018 года губернатор Московской области Андрей Воробьев сменил ведомство, контролирующее похоронный бизнес. Им стало Главное управление региональной безопасности. Тогда же власти Подмосковья учредили новую бюджетную организацию «Центр мемориальных услуг». По информации источников «Медузы», новые люди уже контролируют некоторые кладбища, прилегающие к столице. Часть из них они сделали закрытыми, то есть запрещенным для новых захоронений. Источник утверждает, что таким способом новые владельцы «создают дефицит, который может увеличить размер взятки за выделение места под могилу».