Около 600 жителей Кирова пришли 30 июня в сквер Степана Халтурина на митинг против строительства завода по утилизации отходов I и II классов опасности на базе закрытого комплекса по уничтожению химического оружия «Марадыковский». Участники митинга потребовали от правительства отказаться от этого проекта и запретить ввоз опасных отходов из других регионов. Несколько выступлений протестующих — в репортаже «7х7».
«У вас в Кирове и так дышать нечем»
Открывая митинг, его организатор Валерий Семенищев возмутился, что мнение граждан при планировании проектов, касающихся большого количества людей, перестало быть определяющим. По его мнению, это видно на примере пенсионной и мусорной реформ. Семенищев заявил, что комплекс по утилизации отходов высокого класса опасности в Марадыково — новая беда региона:
— Требования законодательства говорят о том, что полигоны по обезвреживанию токсичных отходов не должны устанавливаться в местах с болотистой почвой. Тем более там пойма реки Вятка. Там сейсмически опасное место, где до трех баллов происходят землетрясения. Соответственно, если там что-то будет захораниваться, то нужно обеспечить герметичность и сохранность всего. Поскольку там грунтовые воды близко, то обеспечить полную безопасность представляется сомнительным.
Семенищев предложил объединить семь заводов, строительство которых запланировано по национальному проекту «Экология», и расположить их как один единый за 300–500 км от жилой местности.
— Это момент неизвестности: в каком объеме будут свозить все, какой точно мусор, может, что-то очень опасное будут привозить, мы ведь не знаем. Информации не хватает. В любом случае — ничего хорошего не будет. Возможно, я был бы согласен, если бы разместили такой завод чуть дальше от области. Просто Марадыково — это же рядом с населенными пунктами. Еще там река рядом — неизвестно, как это на экологии отразится, — сказал активист Роман Хитрин.
Предложила перенести завод дальше от населенных пунктов и активистка с Шиеса Мария Метлицкая — группа экоактивистов приехала из Республики Коми области, чтобы поддержать кировчан и рассказать им, что сейчас происходит на Шиесе:
— Зачем народу нужно, чтобы рядом с ними перерабатывался мусор, причем химический мусор у вас в Кирове? Мы сами приехали из Сыктывкара. У нас Шиес. Мы знаем, что кировчане приезжали поддержать нас, поэтому мы решили приехать взаимно. Люди боятся загрязнения рек, воздуха. Это все не по законам — чужой мусор другим людям свозить. У вас в Кирове и так дышать нечем, еще и собираются это все перерабатывать. Зачем оно надо? Неужели нет других мест подальше от людей, где они могут всем этим заниматься? Пускай увозят подальше от народа, чтобы до людей это не доходило.
«Я задаю эти вопросы, но пока ответов на них нет»
Модератор митинга Кирилл Писный согласился, что такие заводы нужны, но власть должна давать о них полную информацию населению:
— Обязательно должна быть утилизация, но давайте будем говорить открыто о безопасности транспортировки, об отходах, которые там будут. Сейчас столько времени прошло, когда появилась первая информация в СМИ. Бардак на самом высоком уровне у нас в стране. Этого быть не должно. Сейчас сама власть инициирует эти истерики, непонимание, митинги. Вот, кто основной провокатор.
Активист движения #FFF Федор Калинин тоже сказал, что информации о будущем заводе не хватает:
— С разных сторон я слышу, что вроде предприятие безопасное. И всегда спрашиваю: а вы знаете, что конкретно будут уничтожать? Вы знаете, как это будут уничтожать? Я задаю эти вопросы, но пока ответов на них нет. Единственное, что есть — это ответ, что там где-то решат. Я хочу напомнить, что решили уже за нас и по пенсионке, и по ограничению рунета. Сейчас пытаются решить за нас экологические проблемы. По-моему, ребята из разных серых зданий забывают о том, что главным источником власти по конституции России является ее многонациональный народ.
«Область будет обречена»
Депутат кировской гордумы Михаил Ковязин усомнился, что «все находится под контролем», как говорят чиновники:
— Нас уверяют, что все хорошо. Если в СМИ считают, что I и II класс опасности отходов — это, безусловно, зло, но оно под контролем, и что все будет хорошо. Но что мы видим? В первую очередь видим, кто это собирается делать. Что такое РосРАО? РАО — это радиоактивные отходы. Если вы зайдете на сайт этого предприятия, то вы прочитаете, что это организация, которая занимается сбором, утилизацией и хранением радиоактивных отходов. А когда мне говорят, что РосРАО будет заниматься [заводом в Марадыково], то у меня возникают сомнения.
Активистка Татьяна Целищева сказала «7х7», что размещение завода опасно не только для здоровья горожан, но и для бизнеса всей области:
— Все равно все знают — это загрязнение радиацией будет. А это загрязнится воздух, вода, лес. Наша область — одна из самых передовых, которые поставляют лес. Представьте, если наш лес никто не будет покупать. Наше молоко ценится везде. Те же москвичи ищут нашу продукцию. В итоге из-за завода это молоко никто не будет покупать. Область будет обречена. Нужно решать другим способом. Нужно думать. Они это все делают потому, что это дешевле: дорога есть, завод есть, все есть. Сколько дает этот регион промышленности, столько нам не дадут компенсации. Это все будет разовая компенсация, а наше молоко — из года в год дает такие доходы. Ладно с доходами! А еще люди есть, а у людей дети есть.
Участники митинга несколько раз говорили о возможных радиоактивных отходах в Марадыково, несмотря на то что на заседании в Общественной палате Кировской области начальник отдела специальных мероприятий министерства энергетики и ЖКХ области Александр Денисенко сказал, что размещать в Марадыково радиоактивные отходы власти не планируют. Но, по мнению участников митинга, что именно повезет «Росатом» в Марадыково и хватит ли мощностей для переработки, пока неизвестно: проектная документация завода будет готова в 2020 году.
«Чего мы боимся?»
Участник митинга Станислав Шаклеин сказал:
— Я налогоплательщик. Я плачу налоги сам, за меня налоги платит работодатель, оплачиваю все квитанции. И за те деньги, которые я плачу, я хочу жить в безопасности. Почему мы на самом деле пришли? Чего мы боимся? Мы боимся на самом деле не столько этого завода, мы боимся, как его построят.
Один из участников митинга, не пожелавший назвать себя, сказал корреспонденту «7х7»:
— Нужно грамотно делать. Нужно собирать группы специалистов, которые могут этот вопрос курировать с точки зрения технологической грамотности. Эта тема достаточно серьезная, это я, как химик по образованию, могу сказать. Мы не уверены, что весь мусор 1 класса на завод привезут, но нужны реальные примеры для людей. Нужно чтобы показали, как в какой-то, например, стране именно так уже делали, работали по такой-то технологии. Чтобы показали какие-то производственные цепочки, а эта инициативная группа специалистов смотрела. Смотрели, чтобы если что-то не совпадает, то сообщали, что «сворачиваем лавочку». Тут проблема в том, что нет каких-то примеров технологий. Нужно понимать, откуда ноги растут. На выборах президента у народа была возможность выбирать. А сейчас — это следствие того, что произошло на выборах год назад. Мы боремся со следствиями, а не с причинами.
Проект отменить, ввоз отходов запретить
В резолюции, которую, по словам Кирилла Писного, подписало около 600 человек, участники митинга потребовали отменить решение о перепрофилировании объекта в Марадыково и запретить ввозить опасные отходы на его территорию. Они предложили разместить комплекс по утилизации опасных отходов вдали от населенных пунктов, а Марадыково либо закрыть, либо сделать из него предприятие по производству лекарств. В резолюцию внесли и предложение о введении раздельного сбора мусора в Кировской области и оплаты за вывоз мусора по его фактическому объему.
Правительство России 30 апреля постановило создать в поселке Мирный Кировской на объекте по уничтожению химоружия «Марадыковский» области производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности. Мощность комплекса ― до 50 тыс. тонн в год. Всего в России планируется создать семь комплексов по утилизации особо опасных отходов.
Отходы I и II классов опасности, согласно федеральному закону «Об отходах производства и потребления», относятся к категории чрезвычайно опасных и высокоопасных.
Первый митинг против создания нового комплекса в Марадыково состоялся 17 июня.