На станции Шиес в Ленском районе Архангельской области, где планируется строительство полигона для приема мусора из Москвы, экоактивисты хотели задать вопрос на прямую линию президенту России Владимиру Путину. Сделать это им не удалось, а слово «Шиес» во время трансляции прозвучало только в контексте привлечения к ответственности за оскорбление власти. О том, как экоактивисты ждали слова на прямой линии с Путиным и чего потребовали в своих видеообращениях к президенту, — в репортаже «7x7».

Как в палаточном лагере

Около двух часов дня 20 июня платформа у железнодорожной станции Шиес переполняется. На нее с поезда «Москва — Воркута» только что сошли экоактивисты. Железнодорожным транспортом сюда добираются из Архангельска и Котласа. Жители Республики Коми чаще всего ездят на Шиес на машинах через блокпост в Мадмасе, оттуда — на пароме через реку Вычегду и несколько километров пешком. После того, как полицейские перекрыли дороги, по которым активисты приезжали на Шиес, дорога стала занимать больше времени. Впрочем, желающих протестовать против полигона для московского мусора на Шиесе от этого меньше не стало.

С 25 июня пассажирские поезда перестанут останавливаться на станции Шиес. Остановка «будет носить технический характер». Пока же «сидячий» вагон № 10 ежедневно привозит на станцию десятки активистов и килограммы провизии. На прямую линию с Владимиром Путиным на Шиес приехало больше 500 человек.

Накануне

На насыпи, где, вероятно, должна была проходить дорога (иначе технике на Шиесе не проехать: болотистая местность всегда в воде), теперь располагается палаточный лагерь. Вместо 20–30 палаток, которые располагаются здесь обычно, разместились, по подсчетам активистов, все 170. На импровизированной кухне под навесом, за столами и около костров не протолкнуться: оживленные очереди из активистов двигаются туда-сюда, то и дело тормозя в «пробках».

 
 
 

Больше чем за неделю до прямой линии активистам стало известно, что готовится прямое включение с Шиеса. Поговаривали, что федеральные СМИ запишут обращения специально привезенных людей, выдающих себя за активистов и требующих чистого Севера, новых рабочих мест и инвестиций, обещанных за появление в районе экотехнопарка (так официально называется будущий полигон). Вечером 19 июня стало ясно: прямого включения с Шиеса не будет точно, поскольку для этого не было ни техники, ни связи. Местная Wi-Fi сеть, которую используют журналисты для оперативной работы и активисты для связи с внешним миром, не тянет больше 10 подключений.

Утром

Утром 20 июня жители ближайших к Шиесу населенных пунктов Республики Коми сообщили активистам, что видели три полных «икаруса», движущихся в сторону Яренска — центра Ленского района. Там же было запланировано открытие информационного центра, в котором представители компании-подрядчика «Технопарк» будут презентовать будущий проект и рассказывать о нем местным жителям. Впрочем, автобусы до Яренска так и не доехали или проехали мимо. Прямого видеовключения оттуда не состоялось. Представители пресс-центра покинули его вскоре после открытия — предположительно, из-за реакции местных жителей: они кричали и выступали против мусорного полигона.

Член инициативной группы «Чистая Урдома» Светлана Бабенко (20 июня была на Шиесе и координировала действия активистов) до начала прямой линии с президентом призналась, что никаких прогнозов на этот счет у нее нет.

— Конечно, никакая прямая линия не состоится, а моя женская интуиция мне подсказывает только одно: свалки не будет, — сказала активистка.

Светлана Бабенко

Тем временем в палаточном лагере на Шиесе появился свой информационный центр — шатер, обитый пленкой. Внутри стол, несколько скамеек, документация, здесь же собирают подписи против биометрии — для тех, кто считает, что сбор биометрических данных небезопасен и нарушает их право на персональные данные.

В информационный центр «Технопарка», открывшийся на Шиесе 10 июня, перед прямой линией пришли люди. Представитель компании Максим Лодыгин отвечал на вопросы активистов о том, что здесь будет, и заверил, что без результатов всех экспертиз и изысканий, которые всегда проводятся независимыми специалистами, и общественных обсуждений строительство не начнется. В общественных обсуждениях, по словам Лодыгина, смогут принять участие только местные жители, проживающие в Ленском районе. Жители соседней Республики Коми могут лишь оставить свои предложения и вопросы представителям «Технопарка», а принять участие в общественных слушаниях они не смогут по закону.

 

— Утро начинается с проверки новостей. Сейчас у всех так, — слышен голос молодой девушки, которая уже не помнит, который раз здесь, и даже поменяла место жительства во «ВКонтакте» на Шиес.

Этим же утром активисты узнали, что во «ВКонтакте» взломали одного из администраторов архангельской группы «Поморье — не помойка!» (27 тыс. подписчиков) Дмитрия Секушина и выложили на стене сообщества несколько провокационных постов и видеоролик о том, что видео о том, как охранники стройки на Шиесе и полиция избивают экоактивистов, было смонтировано, чтобы спровоцировать людей на протестные акции. Известных активистов Дмитрия Секушина, Оксану Владыку, Андрея Боровикова, Анну Шекалову в ролике называют «помойщиками».

 
 
 

Когда Анна Шекалова приехала в палаточный лагерь около семи утра, ее встретили аплодисментами.

В 10 утра в день прямой линии почти все активисты собрались у большой горы песка и записали обращение к правительству РФ. Анна Степанова, прочитавшая текст, рассказала корреспонденту «7х7», зачем это нужно:

— Еще полгода назад мы бы согласились просто на закрытие полигона на Шиесе. Сейчас мы требуем прекратить проект «Экотехнопарк Шиес», дать поручение Следственному комитету провести проверку по факту выдачи незаконного разрешения о выдаче земельных участков под строительство полигона, вырубки леса и бездействия полиции в отношении действий сотрудников охранного предприятия.

Прямая линия

К прямой линии, которая началась в 12 часов по московскому времени, Шиес подключиться так и не смог. Ждали лишь одного: скажут или нет про Шиес. С тех пор, как был открыт прием вопросов президенту, жители Архангельской области и Республики Коми отправляли их по смс, почте, писали в социальных сетях, официальных группах федеральных каналов.

— Во «ВКонтакте» все почищено. Я писал в комментарии в группе Первого канала, и мои комментарии удаляли через 5–7 минут, а потом блокировали аккаунт, — рассказывает один из активистов.

Многие признались, что и не надеялись на прямое включение. Собравшись вместе, активисты записали еще одно видеообращение с требованиями:

— Однозначное закрытие стройки экотехнопарка на станции Шиес, второе требование — референдум о запрете ввоза мусора из других регионов Российской Федерации. Третий пункт — отставка губернаторов и возврат прямых выборов как в Архангельской области, так и в Республике Коми. Четвертый пункт — роспуск депутатов всех уровней, как областных, так и районных, как полностью подорвавших доверие наших граждан и прекращение преследования экоактивистов и СМИ.

Слово «Шиес» прозвучало во время прямой линии только в контексте дела одной активистки об оскорблении власти, которая написала пост в социальной сети.

Что сейчас

«Технопарк» пообещал прекратить все работы с 15 июня. Они продолжатся после проведения всех экспертиз и подготовки проектной документации. Сейчас техника грузится на платформы. По словам представителя «Технопарка» Максима Лодыгина, она отправится обратно в Москву. Несмотря на это, активисты не планируют оставлять вахту и продолжают приезжать на Шиес. Корреспондент «7х7» поговорил с жителем Сыктывкара Ильей Костиным, который на Шиесе уже около недели. Он рассказал, что большинство конфликтных ситуаций между сотрудниками полиции, ЧОПа и активистами происходит из-за недопонимания и незнания какой-то информации.

Илья Костин

— 17 числа предположительно рабочие пытались залезть по ковшу на столб с камерой. А с 15 июня все работы должны были быть прекращены. Мы пресекли эту деятельность. На следующий день вокруг столба уже была создана конструкция, но когда они [рабочие] увидели, что мы снимаем, они ушли. Мы написали заявления, что, по-нашему мнению, работы проводятся. Сложность в том, что определить, где работа, а где обслуживание оборудования мы не можем, у нас нет информации. Благодаря полиции мы договорились, чтобы не было конфликтов по этому поводу, — пояснил Костин.

Также он рассказал, что попросил полицейских и ОМОН не ходить большими группами, потому что это вызывает страх и нагнетает ситуацию.

— Я попросил, чтобы они, когда ищут правонарушения, ходили по восемь человек. У меня здесь миротворческая миссия.


Мусорный полигон для ввоза мусора из Москвы и Московской области начали строить летом 2018 года на границе Архангельской области и Республики Коми. Жители двух регионов регулярно проводят массовые акции против строительства, в том числе несанкционированные.

Владимир Путин 16 мая на пленарном заседании медиафорума Общероссийского народного форума в Сочи пообещал поговорить с мэром Москвы Сергеем Собяниным и губернатором Архангельской области Игорем Орловым о планах по размещению московского мусора на строящемся полигоне Шиес, чтобы вопрос не решался «келейно».