В Москве днем 6 июня полицейские задержали специального корреспондента интернет-издания «Медуза» Ивана Голунова по подозрению в производстве и сбыте наркотиков. Родные журналиста узнали о его задержании только на следующий день. Голунов утверждает, что наркотики ему подбросили. Редакция «Медузы» связывает задержание журналиста с его профессиональной деятельностью. Иван Голунов — автор громких расследований о коррупционных преступлениях. Как отреагировали в соцсетях на задержание российского журналиста — в обзоре «7х7».
«До Ивана Голунова наркотики так же внаглую подбросили Оюбу Титиеву»
Журналистка Ксения Собчак не верит, что Голунов мог «приторговывать метом»:
— Мы много общались, иногда в каждодневном режиме, и представить, что Голунов — чувак из сериала «Во все тяжкие» я никак не могу. Он занимался серьезнейшими расследованиями, знал, что ему угрожали не раз, понимал, что подставить могут в любой момент.
Публицист Александр Архангельский заметил, что «14 часов без звонка адвокату — более чем достаточное время для того, чтобы подбросить домой все, что угодно, а как подкидывают пакетики и не производят смыв ладоней и стрижку ногтей, мы знаем на других примерах».
— И как менты (позорное слово) выбивают показания и как мстят за отказ от них, тоже знаем.
Писатель Виктор Шендерович напомнил, что произошедшее — не единичный случай:
— До Ивана Голунова наркотики так же внаглую подбросили Оюбу Титиеву. Просто это было в Чечне, и мы как бы думали, что это не совсем Россия, не правда ли? А это вполне себе Россия. Вот это она и есть, в настоящий момент. И если прокатило в Грозном, почему нельзя в Москве?
Тележурналист Тина Канделаки хочет увидеть доказательства тех преступлений, в которых обвиняют Голунова:
— Я не знаю Ивана Голунова, но я не верю в журналиста, с одной стороны занимающегося расследовательской журналистикой, а с другой стороны пустившегося во все тяжкие со сбытом мета. Меня не любит «Медуза», меня травила «Медуза», не имея фактов. А я — за факты. Покажите мне, как Иван Голунов занимается наркоторговлей. Судя по количеству наркотиков, заявленных в наличии у него дома, он наркобарон.
Политик из Москвы Роман Попков нашел параллели в происходящем сейчас с событиями 30-х годов:
— Мейерхольд был японский шпион, а Голунов держал нарколабораторию. В чем разница-то по шкале безумия? Да ровно ни в чем. И вот это ощущение, что следующим запросто будешь ты, завтра уже ты будешь шпионом, госизменником, наркоторговцем — оно же ровно из конца 30-х. В Москве сейчас дикая жара, но изученный недавно Юрием Дудем колымский холод — он рядом с нами, бок о бок с этой жарой.
«Мало у кого из российских журналистов есть столько врагов»
Журналист Илья Красильщик заметил, что Иван Голунов занимается очень рискованной работой:
— Ваня Голунов делает то, что не делает больше никто — он последовательно с невероятным погружением разбирается в том, как устроена Москва во всех ее проявлениях. Кажется, он знает вообще все. Ваню боятся, а Ваня как будто не боится никого. Ваня не боится даже лезть в такие расстрельные темы как похоронный бизнес и микрофинансовые организации. Я никогда не понимал, как у него это получается, не понимал, как он не боится. Теперь Ване подбросили наркоту, 14 часов не давали адвоката и избили.
По мнению креативного продюсера из Москвы Симы Орехова, у Голунова было достаточно врагов, желающих отомстить журналисту за его работу:
— То, что произошло с Голуновым, — это следующий уровень мрака. Он занимается самой страшной и опасной фигней, в каком-то смысле гораздо более опасной, чем то, что делает Навальный: если писать про лондонские квартиры Шувалова, тебе никто не подбросит наркотики, а если писать про похоронный бизнес или участие деда Хасана в московском рынке зелени — то см. новости. Я с Ваней едва знаком, но совершенно очевидно, что ему мстит один из героев его расследований — тупо и жестоко, так, как привык мстить. Причем вариантов, кто бы это мог быть, настолько много, что бессмысленно гадать. Думаю, мало у кого из российских журналистов есть столько врагов.
Журналист Екатерина Гордеева также считает, что кому-то помешала честность и принципиальность лучшего журналиста-расследователя страны:
— Это чудовищный беспредел, подлость и преступление. Этого нельзя так оставить. Если все пойдет как идет, Ивану грозит от 10 до 20 лет несвободы. За что? За профессиональную деятельность и принципиальность. Этого нельзя допустить. Надо бороться, ребята. Всем вместе. Голунов должен быть освобожден.
«Если мы с вами не вытащим Ваню сегодня, завтра „пакетик“ „мефедрона“ найдется у каждого из нас»
Генеральный директор «Амурские волны» журналист Алексей Уржанов обратился к московским чиновникам, с которыми контактировал по работе Голунов:
— В отличие от многих расследователей, Ваня сумел наладить прямые контакты с кучей больших московских чиновников (Бирюков, Ликсутов, ю нейм ит). И я им сегодня хочу сказать: вы знаете Ванино имя. Вы видели, как он работает с вами как с ньюсмейкерами и знаете его реальную репутацию. У вас есть вес и влияние. И я хочу, чтобы вы знали, что Иван в беде. Многие из вас тоже знакомы с ними через одно-два рукопожатия. Давайте сделаем так, чтобы это до них дошло.
Главный редактор The Bell Ирина Малкова призвала журналистов добиваться комментариев по ситуации с Голуновым у чиновников на Петербургском экономическом форуме
Диджитал-директор RTVI журналист Илья Клишин обратился к коллегам-журналистам с просьбой выходить на одиночные пикеты и требовать освобождения журналиста:
— С задержанием Вани Голунова мы официально перешли на новый уровень ада, и теперь вообще ни у кого нет возможности оставаться в стороне. Если мы с вами не вытащим Ваню сегодня, завтра «пакетик» «мефедрона» найдется у каждого из нас.
Журналист из Москвы Евгений Левкович считает, что журналистское сообщество должно быть возле УВД, где держат Голунова:
— Это не совет — это просто констатация факта и какой-никакой, простите, опыт. Так люди вытащили из-под пыток Дадина. И это было возможно только так - и никак иначе. Ключевое на данный момент, что есть в сообщении об аресте Голунова — вот это: «Сейчас Голунов находится в УВД по Западному округу Москвы на улице Лобачевского». Нет? Значит нет. Но две тыщи перепостов в фейсбуке сами по себе не значат ничего. Пар.