В Пензенском областном суде 28 мая состоялось седьмое заседание по «пензенскому» делу о террористическом сообществе «Сеть»*. На нем снова допрашивали свидетеля обвинения — бывшего фигуранта дела Егора Зорина, написавшего явку с повинной. Он рассказал, как его задержали с наркотиками, как он осознал, что совершил преступление, и почему дал признательные показания.  Его позиция — в репортаже «7x7».

Повторный отказ в объединении дел

Седьмое заседание по «пензенскому» делу началось, по словам судьи Юрия Клубкова, с «чисто технического вопроса». Московский окружной военный суд, который ведет «питерское» дело, запросил у Приволжского окружного военного суда файлы с носителей из вещественных доказательств, изъятых у фигурантов «пензенского дела».

Адвокаты заявили, что эти материалы еще не были исследованы в суде в Пензе и во второй раз ходатайствовали об объединении «питерского» и «пензенского» дел. В первый раз защита просила объединить дела 21 мая. По словам адвокатов, допросы пензенских подсудимых по «питерскому» делу нарушают их право на защиту. Гособвинитель Сергей Семеренко заявил, что оснований для объединения дел нет.  

Суд во второй раз отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку новых оснований для объединения дел не нашел: по версии следствия, преступления совершались в разных регионах страны.

― На данном этапе судьи играют в видимость процессуальной демократии. Не более. Формально они содействуют в том, что приостанавливают противоправные действия гособвинителя в части прекращения его наводящих вопросов, ―  прокомментировал отказ суда адвокат Шакурского Анатолий Вахтеров корреспонденту «7х7». ― Но в тех кардинальных вопросах, которые могли бы иметь знаковое значение для суда и последствий его деятельности ― в данном случае объединении уголовных дел ― они нарушили право на защиту, поскольку ребята обвиняются в одном преступлении. Они [судьи] обязаны это были сделать. Но если бы обвинение возвратили прокурору, последствия были бы необратимыми, спасибо им за это не сказали бы. Возврат [обвинения] означал бы практически прекращение уголовного преследования.

Новые вопросы к Егору Зорину

Первого свидетеля обвинения Егора Зорина адвокаты, подсудимые и гособвинитель допрашивали 27 мая. На следующий день допрос продолжился. Вопросов к нему, как  обещали гособвинитель и защитники, в процессе по делу «Сети»* будет «очень много».

На первом допросе в суде Зорин рассказал, что знает о существовании сообщества «Сеть»* и знаком с его участниками. Он заявил, что цель сообщества состояла в том, чтобы не дать правоохранителям подавить народные волнения. Участники ячеек «Сети»* готовились к защите мирного населения в случае конфликта с государством. Участники якобы собирались на «съезд» ячеек сообщества в Петербурге в феврале 2017 года. После этого Зорин, по его словам, перестал участвовать в деятельности сообщества, «уклонялся от тренировок» и не интересовался жизнью бывших товарищей.

Родственники подсудимых считают, что именно Егор Зорин дал сотрудникам ФСБ признательные показания, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела и арестов подозреваемых по делу «Сети»*. В сентябре 2018 года уголовное преследование Егора Зорина по делу о создании террористического сообщества было прекращено. Как сказала корреспонденту «7х7» адвокат Зорина Юлия Маслова, 22 ноября 2018 года Железнодорожный районный суд Пензы приговорил ее подзащитного к трем годам условного заключения по статье 228 Уголовного кодекса — изначально Зорина задержали за хранение наркотиков.

На заседании 28 мая Зорина допрашивали подсудимые, адвокаты и суд. Многие из вопросов судья Юрий Клубков снимал из-за того, что они дублировали друг друга, не имели отношения к делу, были наводящими или слишком абстрактными.  

У судьи за все время допроса возникло к Зорину только три вопроса. На первый ― применялись ли к нему «недозволенные методы», угрозы и насилие при задержании и следственных действиях ― Зорин ответил, что такого не было.  Второй и третий вопросы были уточняющими количество — о допросах и очных ставках с фигурантами дела «Сети»* Зорин сказал, что допросов было два, а очная ставка ― только с Шакурским. На вопрос о том, когда прекратили преследование Зорина по делу «Сети»* ―  до или после вынесения приговора по наркотикам, ―  свидетель ответил, что «до».

Судья Юрий Клубков спросил каждого из обвиняемых, согласны ли они с показаниями Егора Зорина. Илья Шакурский признал, что он и другие фигуранты действительно «собирались у костров в лесу и вели обсуждения об устройстве общества». В остальном Шакурский с показаниями Зорина не согласился. Дмитрий Пчелинцев и Максим Иванкин сказали, что категорически не согласны с показаниями Егора Зорина.

Арман Сагынбаев подтвердил, что виделся с Зориным на квесте в январе 2017 года на базе лагеря «Карасик». С остальными показаниями он не согласился. Василий Куксов подтвердил показания Зорина только в части того, что он «не стрелял, никого ничему не обучал и отказывался от походов», в остальном ― тоже не согласен. Андрей Чернов сказал, что не согласен с показаниями Зорина. Михаила Кулькова Зорин не знает, поэтому в его показаниях Кульков не фигурировал.  

Явка с повинной: новые детали

Большую часть времени на допросе Зорина 28 мая заняли события, связанные с его задержанием и явкой с повинной, а также оглашение результатов медицинского освидетельствования 17 октября 2017 года. Частично вопросы об этом адвокаты и подсудимые задавали 27 мая.

Отвечая на вопросы адвоката Марины Лукидис, Зорин сказал, что за полгода до задержания полицейские «останавливали его, но не задержали, а просто побеседовали» на тему наркотиков. Во время задержания Зорина в октябре 2017 года наркотики нашли у него в одежде: по его словам, это были наркотики, которые он купил в феврале, когда ездил на «съезд» в Петербург.

― Возможно, я сам сказал правоохранителям при задержании, что они [наркотики] у меня есть. Я находился в состоянии испуга и не помню деталей, ― сказал на суде Егор Зорин.

О наркотиках и явке с повинной Зорина спрашивали подсудимые Куксов и Пчленицев. На вопрос судьи, какое отношение к делу «Сети»* имеют подробности о наркотиках, Дмитрий Пчелинцев ответил, что «самое прямое»:

― Я считаю, что ему [Зорину] подбросили наркотики, поэтому он написал явку с повинной, оговорил нас, и именно поэтому мы тут находимся.

На вопрос Василия Куксова о том, планировал ли Зорин идти с повинной до задержания, он ответил, что «возможно, мог, но не думал об этом». По словам Зорина, явку с повинной он написал после того, как силовики, чьих имен он не помнит, показали ему Уголовный Кодекс:

― Мне было объяснено, как называется то, чем я занимался и в чем участвовал. Я знал, что совершил преступление, и предполагал, что участвую в террористической организации.  Поэтому и написал явку с повинной.

Метадон, опиаты и амфетамины

Новый адвокат Пчелинцева Оксана Маркеева, которая включилась в процесс 27 мая, попросила огласить акт медицинского освидетельствования Зорина от 17 октября 2017 года.

― Это позволит установить правдивость показаний Зорина. Свидетель настолько изощренно пытается ввести всех присутствующих в зале в заблуждение, что он может скорректировать позицию, ― пояснила Маркеева.

Гособвинитель счел, что такой необходимости нет, но судья разрешил огласить документ. Освидетельствование проводила врач Савельева Пензенской областной наркологической больницы.  

«В позе Ромберга [положение стоя со сдвинутыми вместе стопами, с закрытыми глазами и вытянутыми прямо перед собой руками] неустойчив, пальце-носовую пробу [касание носа кончиками пальцев с закрытыми глазами] выполняет неточно», ― говорится в акте о состоянии Зорина.

В тестах Зорина на наркотические вещества от 18 октября 2017 года обнаружили вещества: метадон [синтетический лекарственный препарат из группы опиоидов, применяется как анальгетик и при лечении наркотической зависимости], димедрол, опиаты, амфетамины, синтетические каннабиноиды [сильнодействующие ядовитые вещества, запрещены во многих странах мира]. Производные метилэфедрона [психостимулятор] не обнаружены.

Сам Зорин при медицинском освидетельствовании употребление наркотиков отрицал.

Показания Зорина: "без вреда для защиты"

После двух дней допроса Егора Зорина адвокаты предложили временно отпустить свидетеля, поскольку «его можно допрашивать бесконечно» и к нему будет «еще масса вопросов». Они планируют периодически вызывать Зорина на других стадиях судебного следствия ― исследовании доказательств и допросе подсудимых. Оценивая показания Зорина, судья Юрий Клубков сказал, что тот «ответил, как смог».

Адвокат Ильи Шакурского Анатолий Вахтеров назвал Зорина «ключевым свидетелем» и прокомментировал корреспонденту «7х7» итоги его двухдневного допроса. По его словам, «ничего вразумительного» для следствия  Егор Зорин в своих показаниях не сказал:

― Самое главное, на мой взгляд, прозвучало, что группа «Восход» [якобы подразделение террористического сообщества, создание которой вменяется Шакурскому] была создана не по чьей-либо инициативе, не в императивном порядке, а спонтанно, как внутреннее обозначение лиц, которые занимаются тренировками. Обвинение вменяет Пчелинцеву создание «Сети»* и ее подразделения «5.11» со структурным подразделением «Восход» в 2016 году. Но это не подтверждается материалами дела, и Зорин это повторил. Это частично устраняет саму доказательную базу создания террористического сообщества как единого и структурированного механизма. А была ли эта революционная деятельность, это надо еще доказать, ― считает Анатолий Вахтеров.

По словам адвоката, в свободных рассказах Зорина постоянно звучали фразы  «я предполагаю», «я так думаю», «я так понял», что является недопустимым доказательством и не может быть положено в основу уголовного дела (статья 75 Уголовно-процессуально кодекса).  

― Это такая форма ухода от ответственности: «Я раньше лучше помнил, чем сейчас». Вчера я пытался уточнить свойства его [Зорина] памяти, но мне не дали этого сделать. Но в целом никакой  информации, которая могла бы нам навредить, в показаниях Зорина не было, ― сказал Вахтеров.

Гособвинитель Серей Семеренко, Егор Зорин и его адвокат Юлия Маслова от комментариев корреспонденту «7х7» отказались.

Следующее заседание по делу «Сети»* в Пензе состоится 29 мая в 11 часов. На нем планируется допросить Илью Шакурского.


Суды по делу «Сети»* начались в Пензе 14 мая, на первом из них огласили обвинительное заключение, подсудимые не признали свою вину.

По их словам арестованных, признательные показания они дали под пытками. Часть показаний впервые обнародовали 15 января 2019 года на открытом заседании в Пензенском областном суде.  

Защитники раскритиковали предъявленное обвинение, Приволжский окружной военный суд отказался вернуть дело «Сети»* в прокуратуру для пересмотра 16 мая.

Одновременно с этим в Петербурге проходит процесс по так называемому «питерскому» делу, где судят еще двух фигурантов дела «Сеть»* ― Виктора Филинкова и Юлия Бояршинова. Допросы пензенских фигурантов по «питерскому делу» прошли 16 мая. Судейская коллегия Приволжского военного окружного суда, несмотря на доводы защиты, дважды отказалась объединить «питерское» и «пензенское» дела ― 22 мая и 28 мая.

*"Сеть" — террористическая организация, запрещенная в России