Кураторы мурманской арт-платформы Fridaymilk и их коллеги по творческим проектам 24 мая в Доме молодежи Архангельска открыли инсталляцию Поморского музея в формате виртуальной реальности. 25 мая молодые художники провели мастер-класс для жителей города по переосмыслению городской среды и созданию масок для Instagram и Facebook. Подробности — в репортаже «7x7».

Проект: предыстория

AR/VR лаборатория «Третья реальность» — коллективный проект, который включает в себя работу художников с виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностью. Его придумали и реализовали единомышленники из нескольких творческих групп: кураторской платформы Fridaymilk (Мурманск), объединения Fluc28 (Москва) и Галереи Промышленной Истории (Петрозаводск). Два года назад в Архангельской области участники проекта были в арт-экспедиции и собирали аудио- и видеоматериалы для работы. Сейчас лаборатория отправилась в турне по северным российским городам.

— Мы обязательно хотели к вам приехать, для нас это как отдать дань уважения вашему городу и вашей культуре, — сказал на открытии лаборатории креативный директор Fridaymilk Олег Хадарцев.

Олег Хадарцев

На презентацию под названием «Цифровое наследие» в областной Дом молодежи в пятницу 24 мая пришло около 30 человек. На большом экране бывшего кинозала показывали фото и видео. Это были, к примеру, улицы Архангельска со столбами, заклеенными обрывками рекламных объявлений, здания эпохи соцарта, а также неотреставрированные деревянные церкви, которые до сих пор стоят в селах региона.

Олег Хадарцев начал свой рассказ с воспоминаний. Два года назад он был куратором арт-резиденции с говорящим названием uncapitals — «не-столицы». Миссия проекта заключалась в перемещении культурного центра из традиционных «столиц» (Москва, Петербург) в менее крупные, но интересные своей самобытностью и богатые на культурные открытия точки на карте. Тогда одной из таких точек стал небольшой город в Архангельской области Онега, расположенный неподалеку от Белого моря, а также старинное село Ворзогоры в 25 километрах от него. В 2017 году в экспедицию в эти места отправились более 30 художников, дизайнеров, программистов, урбанистов из разных регионов России, а также из Норвегии, Швеции и Финляндии. Они ходили на экскурсии в местный краеведческий музей, общались с местными жителями, исследовали культурные объекты.

— Мы рефлексировали на тему союза технологий, современного искусства с традиционным наследием территории, на которой работали. Яркие умы собрались, чтобы переосмыслить увиденное в экспедиции и выдать какой-то продукт. Результат нашего, я подчеркну, субъективного восприятия мы представляем вам сегодня. Это то, как по нашей версии мог бы выглядеть музей поморской культуры в перезагруженной версии, для новых поколений, — сказал Олег.

 
 
 

Он попросил аудиторию не судить строго этот цифровой «продукт», поскольку создавали его преимущественно люди, до экспедиции друг с другом не знакомые, а по времени это длилось всего лишь три дня. До сих пор организаторы спорят, стоило ли дорабатывать, доводить его до ума, но единого мнения так и не сложилось, поэтому он продолжает существовать в первоначальном виде.

Тепло поморской печи и фильм-360 про Ворзогоры

Кураторы предложили участникам «занырнуть в виртуальную реальность». Все, что для этого нужно — компьютер и подключенный к нему специальный шлем. Инсталляции две. Первая — сам виртуальный музей. Надеваешь шлем — и путешествуешь с помощью джойстика по пяти его комнатам. Своеобразным порталом для перемещений между ними служит комната с печью. В обычном музее это был бы холл с кассой. Чтобы переместиться, нужно взять виртуальное полено и подкинуть его в огонь. По задумке художников, печь — это сердце поморской культуры, тепло, которое постоянно нужно поддерживать, возвращаясь к нему.

Далее каждый зал имеет свой символ: поморская панка (обрядовая деревянная кукла), ружье, книга, поморский календарь (четырехгранный брусок, грани которого соответствуют временам года. Счет вели слева направо по традиционному циклу — от 1 сентября до 31 августа). Где окажется герой каждого виртуального путешествия, сказать трудно, поскольку оно похоже на квест: от того, какие действия предпринимает посетитель музея с виртуальными предметами, зависит маршрут его экскурсии. Можно было, например, очутиться в колыбели и слушать старинную сказку, побывать на промысле тюленей или прокатиться на пароходе.

 
 
 

К интерактивному музею выстроилась очередь из участников встречи. Одним из первых на экскурсии побывал директор Представительства Норвежского Баренцева Секретариата в России Андрей Шалев.

— Давно знаю этих ребят. Наша организация была одним из спонсоров их проекта. Поэтому мне было любопытно посмотреть, что получилось в результате «стыка» реальности и виртуальности, прошлого и современности. Это вызывает хороший отклик у молодежи в первую очередь, они знакомятся с поморской культурой. Я сам в первый раз надел шлем виртуальной реальности и понял, что для нашего поколения эта вещь, конечно, совершенно революционная. Ощущение, будто ты в компьютерной игре. Мне понравилось, забавно и здорово, — рассказал он корреспонденту «7x7» о своих впечатлениях.

Другая инсталляция представляла собой киносеанс. Художники создали фильм в формате 360 градусов: надеваешь шлем и можешь крутить головой во все стороны и смотреть кино. Десятиминутная зарисовка погружала зрителя в путешествие команды художников в село Ворзогоры. Зритель тоже становился ее членом: он ехал с ними в машине, рассматривал окружающие ландшафты, слушал рассказ местного жителя о былом и настоящем, изучал изнутри старинную деревянную церковь.

В 2018 году кино про Ворзогоры показывали во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля.

Что будет дальше

Завершилась презентация в Доме молодежи свободным общением между художниками и участниками встречи.

— У нас не было цели сделать этот проект для какого-то конкретного практического применения в музее или в образовательных организациях. По сути, у нас получился свой субъективный виртуальный музей, у которого практическое применение может быть абсолютно такое же, как и у обычного. Сейчас мы пытаемся максимально «провезти» его по регионам Северо-Запада и показать, а дальше посмотрим, что будет. Возможно, фильм выложим в сеть для общего доступа, — рассказала о планах арт-группы исполнительный директор Fridaymilk Жанна Гузеева.

На другой день жители Архангельска участвовали в воркшопе по дополненной реальности (AR) в Центре социальных инноваций. Руководитель этого направления Филипп Гузеев прочел лекцию об истории дополненной реальности, технологии ее создания и современном ее применении художниками и музейными работниками. После этого участники отправились на прогулку по Архангельску, чтобы вдохновиться городскими пространствами и объектами, определить места, которые могли бы приобрести новые художественные смыслы с помощью технологии AR.

Филипп Гузеев

— Познакомили ребят с программой от Facebook под названием Spark AR Studio. С ее помощью они смогли сразу же свой контент разместить в социальных медиа — Facebook и Instagram. То есть сразу же у художника есть выход на широкую публику, есть шанс сделать продукт вирусным и широко известным. То же самое касается и фильтров и масок в соцсетях. Эти инструменты молодым артистам интересно сейчас использовать для своих художественных высказываний, — отметил Филипп.

В Мурманске лабораторию «Третья реальность» уже показывали на фестивале «Инверсия» в феврале 2019, а после Архангельска ее презентуют для жителей Петрозаводска. Завершится турне в Сыктывкаре, точные даты пока неизвестны.


Fridaymilk — группа независимых кураторов, менеджеров и художников, сформированная за Полярным кругом. Базируется в Мурманске. Основная миссия — децентрализация культурных центров, их смещение из традиционных культурных столиц в регионы. Художники в своих проектах размышляют о жизни на Крайнем Севере, ищут новые пути развития для этой территории и пытаются ответить на вопрос — уехать или остаться.