В Ульяновске в сквере вблизи дома культуры «УАЗ» у проспекта 50-летия ВЛКСМ Симбирская епархия Русской православной церкви собирается построить храм Александра Невского — каменный вместо деревянного. Экоактивисты Ульяновска и жители Засвияжского района против строительства — они считают, что возведение храма уничтожит ценные породы деревьев. Жители выходят на одиночные пикеты и собирают подписи за сохранение сквера и перенос стройки в другое место. Настоятель храма утверждает, что деревья не вырубят, а пересадят. Что известно о ситуации — в обзоре «7х7».

Как появился храм

По рассказам местного жителя Михаила Филиппова, храм Александра Невского изначально находился на территории парка «Семьи Ульяновых», к которому прилегала территория старого сквера. Настоятель храма Александра Невского Иоанн Береза рассказал, что, по его данным, администрация Ульяновска передала епархии земли в сквере в 2007 году. Но первый храм Александра Невского в этом районе появился еще раньше: это был небольшой вагончик, в который вмещалось не более 30 человек.

— Храм появился здесь в 2005 году, — объяснил «7х7» отец Иоанн. - Постепенно прихожан становился все больше, места в вагончике не хватало, и тогда в 2010 году по инициативе моего предшественника отца Александра появился деревянный храм. Сейчас в нем вмешается в лучшем случае 200 человек. Но вы сами понимаете, храм деревянный, когда такая давка — это небезопасно. В 2017 году после смерти отца Александра настоятелем храма стал я. Но с моей стороны в адрес чиновников не было никаких писем о разрешениях строить новый храм. Инициаторами выступили прихожане, которые в составе 60 человек пришли на слушания и проголосовали за храм. Нас поддержал и депутат округа от «Единой России» Василий Гвоздев, а финансово нам будет помогать наш спонсор — ульяновская компания  «Дворцовый ряд».

«Хотели храм — получите»

Депутат округа, где разгорелся конфликт со строительством храма, Василий Гвоздев («Единая Россия») считает, что люди района выступают за строительство храма. По его словам, «только отдельные личности, один-два человека баламутят толпу».

— На публичных слушаниях, которые проходили 27 марта 2019 года, люди проголосовали: хотели храм – получите, — сказал в комментарии «7х7» Гвоздев. — Согласно порядку, руководствуясь результатам публичных слушаний, 26 апреля 2019 года мэрия Ульяновска выдала разрешение на строительство.

Публичные слушания

Как сообщила «7х7» защитник зеленых экосистем в Ульяновске Наталья Лазарева, в марте 2019 года стало известно, что администрация города Ульяновска отдала епархии сквер под строительство каменного храма Александра Невского. Это подтверждается данными публичной кадастровой карты. Но, как отмечает депутат Заксобрания Ульяновской области Виталий Кузин, к которому обратились жители района, выступающие за сохранение парка, на сайте администрации города нет информации ни о передаче земли РПЦ, ни о результатах публичных слушаний.

— Информации о проведении публичных слушаний на администрации города я не нашел. Для нашей администрации это привычное дело. Насколько мне известно, разом было переведено еще несколько рекреационных зон под строительство. Сейчас общественники как раз пытаются разобраться, что это за территории.

Виталий Кузин обратился в прокуратуру.

 — В ходе общения с жителями выяснилось, что полноценной процедуры, которые должны были состояться для внесения изменений в генеральный план города касаемо вопроса строительства храма, не проводились. По имеющимся данным, гордума Ульяновска, опираясь на решение так называемого собрания людей в 60 человек, разрешила передать землю сквера в аренду епархии, — сказал он.

 

По информации Кузина, прокуратура Ульяновской области начала проверку по сообщению о незаконности проведения публичных слушаний. В приемной ведомства «7х7» сообщили, что запрос депутата находится на контроле у прокурора района Петра Пронько.  

Защитница зеленых экосистем в Ульяновской области Наталья Лазарева считает, что мэрия допустила нарушения, когда выдавала разрешение на строительство храма.

— Сквер согласно генеральному плану города — зеленая зона общего пользования. Что будет со сквером и будет ли меняться его назначение, должна решать общественность. Голосование в 60 человек — это ничто.  Власти формально провели публичные слушания.  Но какие это публичные слушания, когда о них никто не знал и на сайте мэрии нет об этом информации. Также мы, защитники зеленых территорий Ульяновска, выступаем за сохранность ценных пород деревьев, которые растут в сквере. Всего здесь растет около 50 ценных пород деревьев — и липы, и туя, и красный клен, и можжевельник, и голубая ель — все это нужно сохранить.

«Наш протест не ради протеста, но что делать, когда нас не слышат»

Житель микрорайона Михаил Филиппов 15 мая вышел на одиночный пикет в сквере и потребовал не вырубать деревья.

— За два дня до моего пикета наш сквер обнесли железным забором. Пока там никаких работ не ведется. Я уже всем говорил, что мы, жители, не против храма. Мы против уничтожения сквера. Зачем мучить деревья, когда можно выбрать другое место. Это моя гражданская позиция, и я ее озвучиваю. Наш протест не ради протеста, но что делать, когда нас не слышат, — рассказал он корреспонденту «7х7»

Михаил Филиппов

По словам активиста Тимура Шаркаева, местное население выступает не против храма, а против уничтожения ценных пород деревьев. Об этом активисты пытались заявить на сходе граждан 17 мая. Позднее они хотели провести протестную акцию, но в итоге состоялась встреча депутата Заксобрания Ульяновской области от КПРФ Виталия Кузина с избирателями.

— Уведомление на проведение акции мы не подавали, так как это еще больше отняло у нас времени, а нам нужно было спасать сквер еще вчера, — сказал Тимур Шаркаев. — Как такового обсуждения вопроса на сходе не получилось. Мы пытались выразить, что совсем не возражаем против храма, но этих церквей и без того много сейчас, а мы вступаем против гибели деревьев. У нас и так уже храм на храме. Куда больше? Поставьте еще хоть сто храмов, но деревья погубить не дадим. Хотя власти и настоятель храма Иоанн Береза говорят, что деревья они вырубать якобы не собираются, их пересадят. Только как пересадят, если этим деревьям по 40 лет — это невозможно. Батюшка явно лукавит.

По разным оценкам, на сход граждан 17 мая в сквере рядом с ДК «УАЗ» пришли около 300 человек.

— Сюда пришли и те, кто за строительство храма на месте сквера, и те, кто выступает за сохранение сквера, — объяснил депутат Виталий Кузин. — Причем изначально сход планировали собрать те, кто за сквер, но, видимо, потом власти все решили переиграть и показать свою силу, собрав вместе с представителями РПЦ больше своих сторонников. Конструктивного диалога не получилось. Те, кто выступал за храм в сквере, вели себя довольно не демократично. Ведь по своей сути никто против строительства храма не выступает, а просят сохранить сквер и перенести строительство на другое место. На мой взгляд, это здравое решение, поскольку рядом со сквером находится развлекательный центр и такое соседство церкви ни к чему.

Народный сход

Настоятель храма Иоанн Береза в комментарии «7х7» ответил, что соседство с развлекательным центром ему не мешает.

— К тому же сейчас он практически не работает. Я думаю, что этот вопрос муниципальная власть решит. Развлекательный центр здесь ни к чему.

Настоятель храма заверил, что вопрос о строительстве — уже решенный, и когда прокуратура проведет проверку, начнутся работы по подготовке площадки под фундамент.

— Храм облагородит место. К тому же губить зеленые насаждения никто не собирается, мы наоборот за то, чтобы наш храм утопал в зелени. Деревья, которые растут в сквере, будут пересажены. Касаемо слов, что мы строим слишком много церквей, я не согласен. Каждый храм в нашем округе относится к определенной группе жилых домов. Сейчас с каждым годом интерес к церкви возрастает. Если раньше прихожане помещались в деревянном храме Александра Невского, то сейчас появилась необходимость строить каменный храм. К тому же, как каменный храм будет построен, деревянный — будет снесен, сказал Иоанн Береза.

Жители продолжают собирать подписи против строительства храма. Собрано около двухсот.