В Пензе с 17 по 19 мая прошел девятый фестиваль "Джаз Май". Девять лет назад группа молодых жителей Пензы решила познакомить город с настоящим джазом. Для этого они вытащили музыку из концертных залов на улицы города. Джаз зазвучал под открытым небом, слушатели сидели на зеленом газоне. Через годы начинание группы активистов превратилось в одно из самых главных культурных событий Пензы. Сегодня на него приезжают звезды мировой величины и выходит весь город. О фестивале "Джаз Май" – репортаж корреспондента «7х7».
На сцене взрослые и дети
За три дня девятого фестиваля «Джаз Май» его посетило более 12 тысяч человек, а на сцене под открытым небом выступили 38 ансамблей, в которые входит почти 250 музыкантов. Среди участников фестиваля был один из самых известных в мире джазовых барабанщиков Бенни Греб (Германия), трио Энтони Стронга (Великобритания) и Дэвида Хэлбока (Австрия), московский арт-проект «Джаз бас театр Алекса Ростоцкого» и фолк-джазовое трио «Kle2Go». Специально для них предоставили сцены киноконцертного зала «Пенза» и областной филармонии.
В отдельной программе «Джаз Кидс» на сцене выступили ансамбли, в которых играли более 100 детей. Два из них были созданы специально для того, чтобы выступить на «Джаз Мае». Общее число музыкантов, которые выступили на фестивале в 2019 году, приблизилось к 400. Вместе с жителями Пензы джаз слушали и гости из соседних регионов - из Саратова приехал целый автобус.
История фестиваля – это история знакомства провинциального города с мировой джазовой культурой. На первых порах, чтобы привлечь внимание горожан и представить программу первых фестивалей, приходилось ставить пианино на перекрестках, а музыканты передвигались по улицам на велосипедах, с инструментами за спиной. Теперь жителям Пензы не надо рассказывать, что такое «Джаз Май». Они ждут его как самое главное культурное событие года и приходят на него целыми семьями.
Музыка по карману
Главным атрибутом фестиваля по-прежнему остаются сцена под открытым небом и зеленый газон, на котором можно сидеть весь день, под лучами весеннего солнца и в волнах живой музыки. Вход на фестиваль бесплатный, за исключением выступлений, которые проходят в филармонии и киноконцертном зале.
– Это праздник, который делает весь город, – убежден идейный вдохновитель фестиваля Олег Рубцов.
Он рассказал "7х7" про декорации в виде огромных двухметровых контрабасов, которые команда волонтеров сделала несколько лет назад:
– Когда мы их делали в производственных цехах, то они казались огромными. А когда расставили в хаотичном порядке на пустой площади за два часа до начала фестиваля, я подумал: «Господи, как же убого и пустынно все это выглядит!» Но потом площадь стала заполняться людьми, они начали как-то взаимодействовать с этими инструментами и другими арт-объектами. Причем совсем не так, как мы ожидали. И вот он – получается праздник! Не потому, что мы сделали. А потому, что людям это нужно и они готовы делать праздник для себя.
Количество заявок для участия в фестивале со стороны музыкальных коллективов растет с каждым годом. При этом за выступление на открытой площадке не предусматриваются гонорар, компенсация расходов на проезд и проживание.
– Огромное количество музыкантов из России и некоторых европейских стран выстраиваются в некоторую очередь, – рассказал Олег Рубцов. – С одной стороны, это приятно. Но, с другой стороны, создает некоторую напряженность и обиды, поскольку мы не можем дать места всем. Фестиваль маленький, длится всего три дня, и мы пытаемся сделать программу максимально разнообразной.
По словам зрителей, фестиваль растет с каждым годом и становится лучше. По словам организаторов, это же является и его главной проблемой.
– Амбиции фестиваля действительно растут, и ожидания со стороны зрителей уже настолько высоки, что не соответствуют нашим финансовым возможностям, – сказал «7х7» Олег Рубцов. – Мы пытаемся держать планку и действительно работаем на разрыв, чтобы привлечь звезд мирового джаза. Но уже очевидно, что нам нужен прорыв с точки зрения финансирования. Класс участников фестиваля с точки зрения их известности растет гораздо быстрее, чем мы в состоянии его обеспечить. Боюсь, как бы в следующем году эта мачта не прорвала парус.
Для того, чтобы обеспечить выступление мировой звезды, организаторы фестиваля прикладывают невероятные усилия. Как правило, сразу после окончания фестиваля начинается работа по подготовке следующего, а переписка с агентами музыкантов длится почти весь год.
– Одним из самых ярких эпизодов этого фестиваля безусловно стало выступление немецкого барабанщика Бенни Греба, – считает Олег Рубцов. – Но привезти его в Пензу было не так просто. В течение года мы переписывались с агентом Бенни Греба, сократили гонорар до максимально возможного минимума, который могли себе позволить. Нам также пришлось взять в партнеры музыкальные клубы из Москвы и Самары, потому что в одиночку Пенза не вытянула бы такой концерт. И в довершение ко всему очень сложная была история с визами. Спасибо, что помог оркестр Игоря Бутмана. Визовые агенты работали в обоих полушариях: и в Москве, и в Нью-Йорке, и в Лос-Анджелесе.
Фестиваль спасли добровольцы
Пять лет назад ежегодная фестивальная традиция была под угрозой забвения, поскольку управление культуры Пензы заявило о нехватке денег и предлагало проводить «Джаз Май» раз в два года. Не согласившись с этим, группа добровольцев взвалила фестиваль на свои плечи и теперь делает его преимущественно за счет спонсоров и пожертвований.
Выступая накануне открытия девятого фестиваля, заместитель председателя правительства Пензенской области Олег Ягов согласился с тем, что бывали такие периоды, когда «Джаз Май» удавалось проводить только благодаря энтузиазму его организаторов:
– В прошлом году губернатором было принято правильное и верное решение о том, что фестиваль «Джаз Май» является настолько важным для Пензенской области, что теперь ежегодно выделяется финансирование на фестиваль порядка миллиона рублей. И это, конечно, позволяет нам думать о том, что фестиваль будет развиваться. Финансовая подпитка позволяет приглашать артистов не только из России, но и из других стран мира.
По словам Олега Рубцова, большая часть из выделенного миллиона возвращается в областную филармонию и киноконцертный зал за счет продажи билетов. Поэтому 60% бюджета фестиваля по-прежнему покрывается спонсорскими средствами.
Бюджет девятого фестиваля составил около трех миллионов рублей. В этом году организаторы отказались от краудфандинга, посчитав его достаточно трудоемкой процедурой. Проще направить силы на поиски генерального спонсора. Кроме того, обязательно находятся благотворители, дающие крупные суммы просто так, на доброе дело.
Олег Рубцов мечтает, чтобы «Джаз Май» никогда не заканчивался. И еще он мечтает стать его зрителем:
– У меня, к сожалению, не получается слушать музыку на фестивале. Забегаю в зал на 5–10 минут, но совершенно не тем голова занята. Очень жалею, что вчера пропустил концерт Бенни Греба, на который, возможно, не попаду уже никогда в жизни.